Для кого-то речевой коммуникатор, сенсорная клавиатура или синтезатор речи – новые и непонятные слова. Для других – неотъемлемая часть обыденной жизни.
Все это – ассистивные технологии, которые помогают детям с инвалидностью чувствовать себя в контакте с окружающим миром, упрощают жизнь мальчиков и девочек с особенностями психофизического развития, помогают им наравне с другими детьми получать образование, общаться со сверстниками и строить планы на будущее.
Андрею Степанцу из Узды десять с половиной лет. У мальчика гиперкинетическая форма ДЦП (детский церебральный паралич), но это не мешает ему учиться вместе с одноклассниками по обычной школьной программе, играть в футбол со сверстниками. В этом году Андрей окончил 4 класс и с нетерпением ждет перехода в среднюю школу. Мы пообщались с мамой мальчика Натальей и узнали подробнее об активной жизни сына и какую роль в этом играют ассистивные технологии.
Передвигается Андрей с помощью ходунков (они тоже относятся к понятию «ассистивные технологии») – так, по словам мамы, он чувствует себя более уверенно и безопасно во время ходьбы. С их появлением время прогулок мальчика стало дольше, и сегодня он уже может пройти в тех местах, в которые ему было сложно добраться без вспомогательного оборудования.
– Прогресс хождения Андрея в ходунках за последние годы очень заметен. Раньше мы не могли быть такими активными в передвижении, а сегодня сын преодолевает действительно большие расстояния. Мы берем ходунки с собой и в путешествия, и на прогулки по городу, и в школу. Ходунки действительно облегчили жизнь сыну, – рассказывает Наталья Степанец. – Есть еще одна хорошая новость для нас: сейчас Андрей научился дома самостоятельно переходить из комнаты в комнату, конечно, под присмотром кого-то из взрослых. Это еще одно наше достижение.
Писать Андрей самостоятельно пока не научился. Но и здесь нашлось решение.
Ассистивное оборудование для мальчика, когда он еще был в первом классе, закупил Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси в сотрудничестве с Министерством образования Республики Беларусь при финансовой поддержке Правительства Российской Федерации. Уже несколько лет ребенок учится в школе и дома с помощью беспроводной адаптивной клавиатуры. Несмотря на проблемы с моторикой, Андрей легко справляется с этими технологиями.
– Помню, у Андрея загорелись глаза, когда он увидел яркую адаптивную клавиатуру. По-другому учиться бы у сына не было возможности, ведь письмо – это то, на чем основана вся школьная программа. Теперь, когда мы используем для обучения компьютер и вспомогательное оборудование, процесс стал проходить намного легче и для ребенка, и для тьютора Марии Крылатовой, которая помогала Андрею до окончания четвертого класса.
До этого тьютор писала с мальчиком, держа его руку в своей руке. А с тех пор как появилась адаптивная клавиатура, письменные задания, которые одноклассники Андрея выполняют с ручкой или карандашом в руках, подросток делает с ее помощью.
– Я считаю, что именно подобные ассистивные технологии дают таким детям, как мой ребенок, возможность учиться вместе с другими мальчиками и девочками, чувствовать себя независимыми, развиваться и как итог – лучше и быстрее социализироваться, – говорит Наталья.
У Андрея такие же увлечения, как у большинства сверстников в его возрасте – ребенок влюблен в футбол. Он обожает ходить на детские спортивные площадки и гонять мяч в ходунках со своими приятелями и друзьями.
– Приятно наблюдать, как дети понимают, что Андрей не может играть, как они, но тем не менее поддерживают его, берут в команду, дают более спокойные пасы. Раньше сын мечтал стать футболистом, с возрастом понял, что у него не получится. Сейчас грезит о карьере тренера, – с улыбкой говорит Наталья. – Вообще у меня растет очень активный, общительный мальчик. Можно сказать, без комплексов. Он любит взаимодействовать с другими детьми, легко знакомится, заводит дружбу.
Еще Андрею нравится читать фэнтези, посещать аквапарк, зоопарк. Он очень социализирован, и у него большие планы на будущее. Я считаю, что немалая заслуга в этом – совместное обучение со сверстниками и возможность активно коммуницировать с другими людьми.
С декабря 2020 года ассистивное оборудование было передано в 51 учреждение образования по всей стране. А это более 100 различных вспомогательных устройств и приспособлений, которые делают школьные будни детей с инвалидностью более комфортными и продуктивными. В настоящий момент свыше 250 белорусских школьников пользуются этими современными помощниками каждый день, успешно осваивая учебные программы, находясь в обществе других детей. Количество учебных дошкольных и школьных учреждений, куда поставляется ассистивное оборудование, продолжает расти.
– Ассистивные технологии и устройства – важный элемент процесса обучения и социальной адаптации детей с особенностями психофизического развития. Это некий «мост» между ребенком с инвалидностью и окружающей его реальностью. Вспомогательное оборудование для детей выступает в роли неодушевленных помощников, которые помогают решить определенные задачи и тем самым облегчить жизнь мальчиков и девочек, – говорит директор Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Вера Валерьевна Хитрюк. – Например, для неречевого ребенка таким связующим звеном с социумом выступает коммуникатор. А для детей с нарушением функции опорно-двигательного аппарата – это инвалидная коляска, ходунки, которые помогает передвигаться. Для мальчиков и девочек с нарушением слуха – FM-система. Как видим, во всех трех случаях ассистивное оборудование – важная составляющая жизнедеятельности ребенка.
Какие еще бывают ассистивные технологии в школе?
Гусеничный электроподъемник – для детей, которые передвигаются с помощью инвалидной коляски. Он позволяет преодолевать школьные ступени.
Коммуникатор – планшет с карточками на разные темы, который позволяет общаться и говорить о своих желаниях детям с проявлениями аутизма, отсутствием речи и сложностями с выражением мыслей словами.
Слухоречевой тренажер – прибор для учеников с потерей слуха. Наушники такого тренажера изолируют лишние шумы, учитель говорит в специальный микрофон, а вибротактильная часть прибора позволяет школьнику почувствовать длину звука или правильный слог для ударения.
Видеоувеличитель – технология для детей с нарушением зрения. Прибор выводит на монитор в увеличенном формате информацию из учебников и тетрадей.
Наклонная платформа – используется для преодоления ступеней.