КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Организация процесса кормления детей раннего возраста с двигательными нарушениями может вызвать у родителей некоторые затруднения: время кормления увеличивается, количество и калорийность съеденной пищи недостаточны, ребенку сложно сосать, глотать, жевать пищу. Справиться с большинством вопросов, возникающих при кормлении детей, помогут рекомендации специалистов.

Условия, которые нужны для эффективного кормления:

  1. Подбор правильной позы для кормления.
  2. Подбор пищи (вида, вкусовых качеств, консистенции, температуры и др. характеристик).
  3. Подбор подходящей для ребенка посуды и столовых приборов для кормления.
  4. Чувствительность и отзывчивость взрослых к коммуникативным сигналам ребенка при приеме пищи.
  5. Правильная организация рутины кормления.

Подбор позы для кормления

При кормлении из бутылочки мама или другой ухаживающий взрослый должен находиться рядом. Если ребенок сам не может удержать бутылочку руками, взрослый должен ему помочь. Можно предложить ребенку помочь, накладывая свои руки на ручки малыша, обхватывающие бутылочку. При кормлении из бутылочки ребенок может лежать или сидеть в своей кроватке, коляске, детской переноске или на руках у взрослого. Нужно следить, чтобы при кормлении голова и плечи малыша не запрокидывались назад, чтобы вся его поза в целом была стабильна.

Если ребенок кормится из ложки, он должен находиться в положениях сидя или полусидя.

Нельзя кормить ребенка с ложки в лежачем положении, особенно с запрокинутой головой, поскольку это затрудняет глотание и повышает риск аспирации дыхательных путей пищей. Положение малыша должно быть стабильным и устойчивым. Если нужно, можно использовать дополнительные приспособления (ремни, валики, укладки и другие) для того, чтобы максимально стабилизировать позу ребенка.

Подбор пищи

При подборе еды для ребенка следует исходить не только из пищевой ценности продуктов и их полезности для ребенка. Надо учитывать возможности малыша и помнить, что если ему сложно глотать, то ему будет легче есть не жидкую, а полугустую, пюреобразную и однородную пищу. Чтобы ребенок мог сосредоточиться на кормлении, пища должна быть теплее и холоднее температуры в помещении. Следует также учитывать вкусовые предпочтения ребенка и чаще предлагать ему те продукты, которые он любит.

Подбор подходящей посуды и столовых приборов для кормления

Тарелка, из которой взрослый кормит малыша, должна быть устойчивой. Довольно сложно одновременно контролировать позу ребенка и одновременно зачерпывать пищу и подносить ложку ко рту малыша, если тарелка подвижна или переворачивается. Поэтому лучше использовать тарелки с резиновой прокладкой или присоской в основании. Для устойчивости тарелку также можно ставить на силиконовый или резиновый коврик.

Ребенка, которому сложно есть, лучше кормить плоской ложкой небольшого размера. Ложка может быть пластиковой (при выраженном кусательном рефлексе), металлической (при сниженной чувствительности губ, языка), из силикона (при повышенной чувствительности).

Чувствительность и отзывчивость взрослых к коммуникативным сигналам ребенка

Даже если ребенку трудно контролировать положение и движения губ, языка и челюстей, кормление станет гораздо более успешным, если взрослый будет понимать и адекватно реагировать на сигналы ребенка (вербальные и невербальные), которыми он сообщает, что хочет есть или пить, предпочитает определенный вид пищи, уже насытился.

Например, ребенок, который не может говорить, может сигнализировать о голоде или жажде какими-либо жестами, звуками или причмокиванием. Или же, насытившись, он отказывается от пищи, отворачиваясь от еды. Если взрослый понял высказанное ребенком желание и адекватно отреагировал не его просьбу, то это будет способствовать развитию взаимного доверия, поддержит желание ребенка общаться с другими людьми, создаст благоприятный эмоциональный фон в рутине кормления.

Правильная организация рутины кормления

Принимать пищу надо в спокойной, желательно домашней обстановке. Следует придерживаться налаженного и постоянного режима кормления, еду ребенка не следует прерывать другими мероприятиями (например, занятиями или просмотром мультфильмов).

Перед началом еды ребенка следует предупредить о том, что его будут кормить. Если ребенок не понимает обращенную речь, то предупреждение о приеме пищи может быть невербальным, например, предложить ему ложку в ручку. Можно предложить малышу изучить предлагаемую еду (запах, цвет, консистенцию и др.), это во многих случаях снизит его тревогу и беспокойство.

Для детей с двигательными нарушениями важно придерживаться подходящего темпа кормления, чтобы ребенок успевал проглотить пищу и был готов принять следующую порцию еды.

Полезные ссылки по теме:

  1. Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития
  2. Информация по реабилитации инвалида-колясочника (кормление)
  3. Как кормить детей с ДЦП
  4. Физическое сопровождение ребенка с тяжелыми множественными нарушениями (видео)

Материал подготовлен специалистами Ресурсного центра раннего вмешательства