РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА АУТИЗМА

Каждый ребенок особенный. Но случается так, что родителям кажется, что их малыш отличается от других. Специалисты рекомендуют родителям обратить внимание на перечисленные ниже особенности в поведении и развитии малыша 1,5-2,5 лет.

 
Фото UNICEF
  • не смотрит или кратко смотрит в глаза (трудно «поймать взгляд», смотрит «сквозь»);
  • не реагирует на свое имя (иногда производит впечатление глухого);
  • обращается с окружающими, как с неодушевленными предметами (карабкается по ним, может сделать больно и никак не реагировать на возмущение и т.д.);
  • не интересуется игрушками или играет не так, как другие дети (выставляет предметы в ряд, крутит колеса машин или детали конструктора вместо того, чтобы катать и строить), при этом сильно поглощен своим занятием;
  • не любит играть в совместные игры со взрослыми и другими детьми, не стремится повторять за ними и подражать им, равнодушен к их интересам;
  • может бесцельно перемещаться по комнате, не задерживая ни на чем внимания, сам ничем не интересуется или берет предмет и тут же оставляет его;
  • нет отклика на то, к чему пытаются привлечь его внимание, не смотрит куда показывает взрослый;
  • не делится впечатлениями о том, что заинтересовало или напугало его, не приносит показать что-то близкому;
  • не обращается с просьбами сам и не выполняет просьбы других;
  • не использует указательный жест, вместо того, чтобы показать пальчиком на желаемое, подводит к этому взрослого или толкает его руку в направлении интересующего предмета;
  • привлекает к себе внимание необычным поведением: может ходить на цыпочках, совершать своеобразные движения руками, покачиваться, подпрыгивать, вращаться и многое другое;
  • может производить впечатление гиперактивного, невоспитанного, непослушного, крайне нетерпеливого;
  • трудно приучается к горшку, плохо спит, решительно отказывается от многих продуктов и напитков;
  • необычно реагирует на звуки, боль, прикосновения, запахи, освещение, вкусы (чрезмерно сильно или реакция вовсе отсутствует);
  • может впадать в истерики по непонятным для взрослых причинам (плакать, истошно кричать, кусать себя и близких);
  • не любит перемен в обычном распорядке дня, плохо реагирует на изменение привычного уклада (настаивает на прогулках по одному и тому же маршруту, соблюдении одних и тех же ежедневных «ритуалов» в игре;
  • отстает в речевом развитии: речи нет (не говорит) или говорит мало, речь может появляться и исчезать;
  • производит впечатление, что не понимает то, что ему говорят;
  • если речь есть, то она ни к кому не обращена; разговаривает сам с собой, часто повторяет хорошо знакомые фразы (из мультфильмов, речи близких), повторяет услышанное «как попугай», говорит о себе в третьем или втором лице, не поддерживает диалог.
Описанные здесь специфические черты могут указывать на риск наличия у ребенка аутизма – расстройства, связанного с нарушением способности к общению. Ранняя диагностика аутизма принципиально важна для продуктивной работы с малышом и его будущего.
 
Материал опубликован на сайте Центра поддержки детей с аутизмом.