Сейчас все активно обсуждают навыки, которые могут быть полезны человеку в ближайшие десятилетия. Много говорят о креативности, эмоциональном интеллекте, коммуникабельности. Это вневременные качества и востребованы они будут всегда. Но не менее важно сегодня научить ребенка справляться с объемами и темпами получаемой информации, считает Антонина Судиловская, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, СЕО CatZu. Эксперт рассуждает, как уже сегодня построить общение с дошкольником, чтобы вырастить человека, готового к реалиям будущего.
Объем и темп появления новой знаний — это те характеристики, которые будут постоянно нарастать в содержании нашего образования. Последствия таких изменений еще слабо осознаются и не достигали критической массы. При этом дети уже сегодня перегружены информацией из разных источников и находятся в ступоре от потока задач и ограниченных сроков их реализации. И если мы сейчас не задумаемся над тем, как предотвратить эти проблемы, то уже завтра их придется решать радикальными методами. Как же это сделать? В первую очередь, необходимо принять нестабильность как данность. Устойчивость, постоянство уже сегодня в определенном контексте рассматриваются как неповоротливость.
Готовность переучиваться и пересматривать жизненные ориентиры помогут человеку сохранить психическую стабильность и адаптироваться в новых условиях. Будут приходить и уходить тренды, совершенствоваться технологии, человеку лишь придется правильно реагировать на эти изменения и быстро модернизировать свои компетенции.
Почему важно стартовать с раннего детства?
Важно понимать, что предпосылки к такой многоплановости и умению менять направление движения мысли нужно закладывать уже в дошкольном возрасте. Именно на этом этапе происходит зарождение взаимоотношений ребенка с окружающим миром: с природой, обществом, технологиями и с самим собой. Последующим поколениям придется менять в течение жизни многие паттерны. Так, например, в ближайшем будущем в приоритете будут задачи обобщения, сжатия и распределения информации, а не ее поглощения. Для этого потребуются логическое и пространственное мышление, математические компетенции.
Тут можно взять на вооружение современные тренды образования — STEAM-образование, школы робототехники и LEGO, детские развивающие центры. Навыки, полученные в таком формате, определенно пригодятся в высокотехнологичном мире.
Но чтобы хватило запала продвигаться на высоких скоростях, нужны будут и такие способности, как:
— управление информационными потоками;
— преодоление стереотипов;
— экономный расход собственной (человеческой) энергии и поиск источников ее пополнения;
— эмоциональная стабилизация.
Как это донести дошколятам?
Для кого-то прозвучит слишком по-взрослому, но все это легко переводится на язык дошколят. Сложные, на первый взгляд, задачи доносятся до детского сознания с помощью игровых приемов и высокой степени наглядности.
Если подойти к этим вопросам творчески, то совсем не трудно научить малыша распределять информацию по степени значимости и понимать последствия от информационного мусора. Достаточно порассуждать с ребенком на тему полезности от просмотра телевизора и от чтения книжки, от выученного стишка и компьютерной игры. Ребенок уже в среднем дошкольном возрасте в состоянии понять, какая информация несет ценность, а какая — нет, но для этого нужно создать условия выбора: «Сегодня вечером будем рисовать животных. Где мы сможем на них посмотреть: в зоопарке, в магазине или во дворе?», «Давай слепим медведя! В какой книжке он нарисован? В какой сказке есть мишка?», «Помоги мне приготовить суп. Какие овощи нам понадобятся? Давай посмотрим в интернете», «Покорми куклу полезной едой. Что есть полезного в нашем холодильнике?», «Подбери книжку, которая пригодится повару, строителю, врачу…».
Мы поможем ребенку мыслить разносторонне, если сами откажемся от стереотипов и не будем застревать на том, что рисующий человек — это только художник, а позволим ребенку предположить, что это оформитель тортов, дизайнер, архитектор, татуировщик. Нестандартному мышлению будут способствовать и такие вопросы, как: «Чем пахнет круг?», «Как ты думаешь, какие на вкус облака?», «Какая музыка подойдет для этой чашки?», «Представь и покажи, как будет танцевать стул, ветер, ковер…», «Придумай новое название этому предмету», «Придумай мелодию для желтого цвета».
Анализировать свой энергетический и эмоциональный фон можно, сравнивая ощущения после физических нагрузок, отдыха, приема пищи, прогулки на свежем воздухе. Сопоставлять свое состояние можно с цветом, формой, животными: «Я веселый, как котик», «Я грустный, как этот фиолетовый цвет», «Я добрый, как эта мягкая подушка».
Для правильного расходования своих ресурсов ребенок должен учиться прислушиваться к своему организму, понимать какие ресурсы приносят радость, а какие, наоборот, утомляют. Почаще спрашивайте у малыша о причинах тех или иных эмоций: «Почему ты такой веселый?», «Могу я с тобой повеселиться?», «Что для этого нужно сделать?», «Почему девочка грустит?», «А что нужно сделать, чтобы она развеселилась?» «Почему такой испуганный мальчик?». Дети в дошкольном возрасте свободны от предрассудков и не обременены стереотипными суждениями, имеют гибкий ум и пластичную нервную систему. Как раз все то, что требуется человеку будущего. Остается только подхватить и реализовать этот невероятный потенциал.