C рождения слух дает до 30% информации об окружающем нас мире. По данным Всемирной организации здравоохранения число людей с социально значимым снижением слуха – более 500 миллионов и неуклонно продолжает расти. Чем раньше выявлено нарушение слуха, тем больше шансов на успешное лечение и реабилитацию. Особенно это важно для детей.
Методы исследования слуха бывают субъективные и объективные. Субъективные методы зависят от ответа пациента, объективные от ответа пациента не зависят.
К субъективным методам относятся:
- Акуметрия — определение восприятия шепотной и разговорной речи.
- Тональная пороговая аудиометрия. Аудиограмма — это графическое отражение способности испытуемого слышать чистые тоны различных частот. Принято предъявлять тоны различных частот в следующей последовательности: 1000, 2000, 3000, 4000, 6000, 8000, 500, 250, 125 Гц.
- Речевая аудиометрия. Позволяет оценить уровень разборчивости речи пациентов.
- Ориентировочная аудиометрия (проводится детям до 3 лет).
- Игровая аудиометрия (детям от 3 до 5 лет).
К объективным методам относятся:
- Акустическая импедансометрия.
- Отоакустическая эмиссия (ОАЭ).
- Регистрация различных классов слуховых вызванных потенциалов (КСВП).
С 2012 года в Республике Беларусь внедрен аудиологический скрининг. Всем новорожденным в родильных домах производят регистрацию отоакустической эмиссии. ОАЭ — скрининговый метод. Он основан на регистрации сигналов, которые генерируют волосковые клетки внутреннего уха (улитки) в ответ на импульс определенной громкости. Достоинства этого метода – доступность, простота. С помощью этого метода нельзя установить степень потери слуха.
Но если тест не пройден, родителям рекомендуют пройти более углубленное исследование у врача-сурдолога. Такое исследование называется: «регистрация короткостволовых слуховых вызванных потенциалов (КСВП)». Этот метод трудоемкий, длительный (занимает около часа). Во время обследования ребенок должен находиться в естественном или медикаментозном сне. Это позволяет вовремя выявить проблемы со слухом у ребенка, вовремя пройти реабилитацию. Важно знать, что чем раньше у ребенка наступило нарушение слуха, тем пагубнее это скажется на его развитии. И, соответственно, чем раньше выявлено снижение слуха, тем больше шансов будет у ребенка развиваться наравне со сверстниками.
Врач-оториноларинголог, заведующий оториноларингологического (сурдологического) отделения для взрослых консультативной поликлиники РНПЦ оториноларингологии Н. Ю. Костюк.
Оригинал материала и фото опубликованы на сайте Республиканского научно-практического центра оториноларингологии.