Никита – обычный минский школьник. Он, как и все мальчишки, любит бегать на переменах, может пошуметь или отвлекаться на уроках. И все бы ничего, если бы на поведение парня не обратили внимание школьные учителя. Педагогам показалось, что Никита «не такой, как все». Поэтому они и посоветовали родителям мальчугана показать его психиатру. О том, что было дальше, Blizko.by рассказывает мама Никиты.
Материал опубликован на сайте Blizko.by.
Фото: ria.ru. Изображение носит иллюстративный характер
«Диагноз поставили за два приема»
— Все началось с жалоб учителей, — вспоминает его мама Марина, — Никита вставал с места, мог начать ходить по классу во время уроков. Учительница часто жаловалась на его поведение, мол очень активный, постоянно бегает, кричит, не может играть тихо.
Вдобавок к этому Никита очень не внимательный. Он часто пропускает буквы при списывании, путает знаки в математике из-за этого у него бывает много ошибок. Хотя в целом он очень сообразительный, например, быстро учит стихи.
— А в поведении сына какие-то изменения были?
— В этом году, было несколько ситуаций, в которых обвинили Никиту, якобы это он постоянно затевает драки и шумные игры.
Учительница сказала, что с ребенком разговаривал психолог, предположительно у Никиты СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивность) и нам надо срочно обратиться в психоневрлогический диспансер чтобы его обследовали.
— Вы поехали, что выяснилось? Диагноз подтвердился?
— Да, мы поехали туда. Сами понимаете, в каком состоянии я была. Подавленная и расстроенная. Во-первых, когда мы все слышим слово «диагноз», ничего радостного на ум не приходит. Во-вторых, когда это касается приема у психиатра, то оптимизма становится еще меньше. А в-третьих, это же МОЙ ребенок!
Короче говоря, вместе с сыном я поехала в психоневрологический диспансер. Мы были там дважды: один раз у одного специалиста, а в следующий раз этого доктора не было и прием вел другой врач.
Да, по версии медиков диагноз подтвердился.
— Как его ставят?
— Диагностика простая – меня опрашивали. Интересовались, когда появились изменения в поведении Никиты, в чем это проявляется.
Спрашивали о течении беременности и родах, которые, кстати, у меня прошли нормально. Потом провели тестирование — задавали вопросы о поведении ребенка в разных ситуациях. Потом попросили Никиту проделать несколько простых действий, проявить себя. И все!
— А дальше?
— А дальше сыну выписали таблетки «Фенибут» и витамины группы В. Порекомендовали обязательно встать на учет в психоневрологический диспансер. Нужно это для того, чтобы нам и дальше выписывали препараты…
— Как на Никиту подействовали лекарства?
— Не очень хорошо. Ребенок после приема лекарств стал плохо спать. Увидев это, я перестала давать ему таблетки, поэтому не могу судить об эффективности или неэффективности медикаментозного лечения. Мы с Никитой не прошли полный курс
— И больше вы к врачам не поехали. Почему?
— Потому, что я не хочу, чтобы мой ребенок в 8 лет уже стоял на учете у психиатра. Я думаю, никакой маме это не будет приятно. Врачам то что? Диагноз поставили и все. А для ребенка – это огромная травма на всю жизнь. И лично я не уверена, что «сняться» с учета у психиатра, так же просто, как туда попасть.
— Наверняка, вы много прочитали про синдром дефицита внимания и гиперактивности, раз засомневались в правильности поставленного сыну диагноза?
— Конечно, я, как любая нормальная мама, стала изучать тему, читать статьи. И меня вот что смутило: везде написано, что для постановки этого диагноза, нужно наблюдать ребенка некоторое время. А здесь за два приема нам ставят СДВГ и советуют становится на учет.
— Отказавшись от наблюдения в психоневрологическом диспансере, вы стали искать информацию об альтернативных методах диагностики и коррекции?
— Да, и, по-моему, это нормально. Я захотела проконсультировать ребенка у другого специалиста, мне важно было услышать еще одно мнение. Я «перелопатила» весь интернет и случайно прочитала про израильскую методику МОХО.
Осталось выяснить, тестируют ли по ней в Беларуси. Оказалось, что да. Данный тест, было возможно пройти в центре инновационной психологии «Нейроника».
С Никитой работала замечательный психолог — Ольга Полянская. Мне понравилось то, что она быстро нашла подход к сыну, хотя с чужими людьми Никита ведет себя осторожно, на контакт идет не сразу.
В итоге, синдром дефицита внимания и гиперактивности у сына не подтвердился. Да, у Никиты есть небольшое расстройство внимания и гиперактивность немного ниже нужного уровня, но это не СДВГ.
Что самое интересное, как показала диагностика МОХО, что и внимание, и гиперактивность у Никиты ухудшаются под воздействием зрительных раздражителей. Этого не выясняли у психиатра.
А Никита в школе сидел с девочкой, у которой всегда с собой куча каких-то браслетиков, резиночек. А еще она часто приносит в школу разные мелкие игрушки типа «бонстиков», которые постоянно находятся на парте. Все одно к одному. Сейчас сына пересадили и, как заметила сама учительница, Никита гораздо спокойнее стал вести себя на уроках.
— Как проявились изменения?
— Сын ходит на коррекцию уже два месяца— изменения очень заметные. Учительница уже в первый месяц сказала, что Никита стал более внимательным и усидчивым. Сейчас он всегда пишет все уроки. Да, на переменах он может бегать, но это свойственно многим мальчишкам.
Дома сын также стал гораздо более собранным, почти не теряет свои ручки и карандаши, может спокойно делать домашние задания, он куда более усидчив и спокоен.
Меня знаете что во всей этой истории радует? Во-первых, то, что сын избежал постановки на учет к психиатру. А во-вторых, я вижу, что сейчас результат есть, значит не все было так страшно, как мне изначально рассказывали.
Комментарий специалиста
Cлучай, о котором нам рассказала Марина, не уникален. Расстройство внимания и гиперактивность свойственны многим современным детям. «Раздражителей» хватает: это и витрины магазинов, заполненные яркими «киндерами» и игрушками, глядя на которые разбегаются глаза, это и гаджеты, в которых все мигает и светится.
Большинство детей проходят через это безболезненно, а для кого-то, наоборот, — это становится проблемой. Наверняка, не все родители знают, как с этим справляться в одиночку. Им нужна, консультация опытного специалиста.
Журналист Blizko.by отправился в Центр инновационной психологии и развития «Нейроника», который и возглавляет психолог Ольга Полянская.
Что такое СДВГ? Что может служить причинами для развития этого синдрома у ребенка? Что такое тест МОХО, как его проводят и насколько достоверны его результаты? Об этом мы и поговорили с психологом.
— Давайте договоримся сразу: слова «заболевание» и «диагноз» в нашей беседе мы употреблять не будем, — говорит Ольга Полянская. — Диагнозы ставят врачи, психологи этого не делают. Причины возникновения СДВГ в основном врожденные, это могут быть как трудности во время беременности, такие как токсикоз, анемия, болезнь матери и т.д., так и осложненные роды. Казалось бы, обычное «кесарево сечение» может стать причиной СДВГ.
— Правда ли, что СДВГ можно выявить только у ребенка, который старше шести лет?
— Первые признаки гиперактивности, могут быть заметны и в более раннем возрасте, однако говорить более точно, о том, что это именно этот синдром, можно примерно с шести лет. До этого возраста почти каждый ребенок в той или иной степени гиперактивен. У деток в этом возрасте еще не созрели мозговые отделы, отвечающие за произвольную регуляцию и его гиперактивность – это линия поведения, не более. Говорить о СДВГ, с медицинской точки зрения можно примерно с шестилетнего возраста. Однако, если родителей, что-то настораживает, конечно, лучше предварительно обратиться к специалисту. В поликлиниках СДВГ ставят на основании результата опросов. Каждый такой «опросник» разбит на несколько блоков – в каждом из них вопросы направленные на выявление степени импульсивности, внимания и гиперактивности.
Основными критериями для постановки диагноза являются следующие:
- появляется до 6-7 лет;
- обнаруживается по меньшей мере в двух сферах деятельности;
- не обусловлены тревожными, аффективными расстройствами;
- вызывают значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.
К признакам невнимательности, импульсивности и гиперактивности ребенка можно отнести,например, такие:
- неспособен выполнять задание без ошибок, вызванных невозможностью сосредоточиться на деталях;
- неспособность доводить до конца начатую работу;
- ребенок суетлив, не может сидеть спокойно;
- вскакивает с места без разрешения;
- выкрикивает ответ, не дослушав вопрос и т.д.
То есть, если ребенок в школе «юла», а дома – «паинька», то здесь скорее всего речь идет не о СДВГ, а о поведенческих особенностях.
«Первые результаты мы получаем через 14 минут»
— Ольга, расскажите о методе диагностики СДВГ МОХО, который используется в вашем центре. В чем его уникальность и особенность?
— Начну с другого, первое, что мы делаем, когда в «Нейронику» обращаются родители, тщательно собираем анамнез, просим принести тетради ребенка, его рисунки. После этого мы проводим тестирование. В своей работе мы используем диагностику характеристик внимания МОХО. Это разработка израильских ученых.
Компьютерная программа сертифицирована и лицензирована. «Нейроника» — единственный центр в Беларуси, где работают с МОХО.
Наши израильские партнеры очень ответственно относятся к диагностике, поэтому проводить и интерпретировать результаты, могут только специалисты, которые прошли у них обучение и имеют соответствующий сертификат. В Минске на сегодняшний день таких специалистов два и работают они в нашем центре.
— Как работает программа?
— В течение 14 минут на экране компьютера появляются изображения. Задача ребенка нажать «пробел» при появлении заданного объекта. С течением теста к картинкам добавляются различные зрительные, звуковые и комбинированные раздражители, своего рода отвлекающий внимание фактор, как в обычной жизни. Все это сделано для того, чтобы понять психологические особенности ребенка, выявить как именно и на какие именно раздражители у ребенка происходят изменения.
— Почему этот тест достоверен?
— Опросники, которые предлагаются в наших поликлиниках – так или иначе — вещь субъективная. А компьютерная программа «хладнокровная» — ее, во-первых, нельзя обмануть, а во-вторых она улавливает каждое действие ребенка. Поэтому и результат на выходе самый достоверный из всех возможных.
По прохождению теста мы получаем данные о четырех параметрах: внимание, согласованность действий, импульсивность и гиперактивность. Кстати, если мы понимаем, что по результатам прохождения теста у ребенка нет СДВГ, но не все в порядке с согласованностью действий, то скорее всего он подвержен излишнему волнению, тревожности, что и может быть причиной неустойчивого поведения. В таком случае, мы рекомендуем родителям пройти консультацию психолога, в том числе и в нашем центре. В любом случае, мы никогда не отправляем родителей в никуда с их вопросом. В нашем центре, мы подбираем индивидуальную коррекционную программу для каждого ребенка.
— Как долго может длиться курс коррекции?
— Каждый случай индивидуален. Наша задача «включить» ребенку нейронные связи, настроить их на правильную работу.
Знаете, это как водить машину, чем больше практики, тем лучше. Однако, если мы выявляем у ребенка СДВГ, то понятно, что ребенку нужна медицинская помощь, без нее никак. Тогда в обязательном порядке мы пишем соответствующее заключение и рекомендуем консультацию психиатра.
Можно ли полностью вылечить СДВГ? Скорректировать течение синдрома можно однозначно. Тут же вопрос в чем? Чем раньше его выявили, тем лучше. Раннее его выявление позволит не перерасти детскому СДВГ в подростковый, а подростковому во взрослый.
Поэтому, я бы рекомендовала родителям, чьи дети имеют трудности в произвольной регуляции деятельности или обучении, а также тем, кому уже поставили диагноз «Синдром дефицита внимания и гиперактивности» не отчаиваться, а дополнительно обратиться к нам в «Нейронику».
Согласитесь, важно каждое компетентное мнение, каждый шанс и каждая возможность.