СЛОЖНОСТИ ДИАГНОСТИКИ СДВГ

К сожалению, синдром дефицита внимания и гиперактивности относится к патологиям, которые нельзя диагностировать или хотя бы заподозрить по лабораторным анализам. Нет и специфических признаков, однозначно свидетельствующих о поведенческом расстройстве. Постановка истинного диагноза и коррекция патологии могут занять долгие месяцы и потребуют вовлеченности большого количества людей: психологов, педагогов, родителей. Врачи, как ни странно, играют в этом важную, но далеко не первостепенную роль.

О сложностях диагностики СДВГ журналист информационного портала Здоровые люди узнала у ассистента кафедры детской неврологии БелМАПО Алисы Кудлач.

Материал опубликован на сайте 24health.by.

 

Среди игроманов, алкоголиков и наркоманов, склонных к асоциальному и криминальному образу жизни, высок процент тех, у кого в детстве вовремя не был диагностирован синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Соответственно, они не получили необходимой помощи. Таковы выводы целого ряда зарубежных научных исследований. По мнению ученых, каждый второй случай СДВГ (а по некоторым данным, до 70 %) без необходимой коррекции сохраняется и во взрослой жизни.

Не хочет или не может?

Ребенок ни минуты не может усидеть на месте спокойно. Одновременно хватается за несколько дел, но ни одно не доводит до конца, потому что постоянно находятся занятия поинтереснее и поважнее. Ему ничего не стоит вскочить посреди урока и, пританцовывая, кружить по классу, игнорируя замечания учителя. Для него в порядке вещей вклиниваться в чужой разговор и вставлять свои пять копеек, не вникая в суть беседы. Что это: недостаток воспитания или расстройство поведения? В предыдущей части материала мы препарировали понятие гиперактивности со всех сторон.

Ассистент кафедры детской неврологии БелМАПО Алиса Кудлач: «Модели поведения детей с СДВГ могут быть абсолютно характерны и для детей без синдрома. Допустим, ребенка пытаются усадить за математику, а он каждые две минуты отвлекается: то ему в туалет надо, то в окно посмотреть, то срочно что-то рассказать… И все: мама охрипла, дети оглохли. Вероятно, ребенку просто скучна и непонятна математика, нет заинтересованности в ее изучении, а зоны головного мозга, которые отвечают за самоконтроль и мотивацию (то самое «надо», которое является своего рода флагманом взрослого человека), незрелые в силу возраста. Но также вероятно, что такое поведение может быть проявлением СДВГ. Ребенок не в состоянии концентрироваться из-за нарушений метаболизма в нервной системе, у него недостаточно вырабатываются или неправильно усваиваются дофамин, серотонин, норадреналин. При всем своем желании он не может сконцентрироваться на задании и за один присест сделать эту злосчастную математику».

Со стороны же обе ситуации выглядят абсолютно одинаково: ребенок занят чем угодно, но только не домашним заданием. Сложность заключается в том, чтобы понять: он не хочет проявить усидчивость и внимательность или при всем желании не может?

Диагностика СДВГ

Американская ассоциация психиатров разработала методику диагностики СДВГ, которая проходит в несколько этапов и в нескольких направлениях: клиническом (консультация врача-психиатра), психологическом (работа с психологом, нейропсихологом) и педагогическом. Определены 14 критериев диагностики СДВГ, совпадение по 8 и более признакам ставит диагноз под вопросом. Спустя 6 месяцев предлагается повторная система оценки состояния ребенка по всем направлениям и анализ результатов, который позволяет либо подтвердить, либо опровергнуть наличие синдрома. В США синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностирован у каждого пятого ребенка.

Ассистент кафедры детской неврологии БелМАПО Алиса Кудлач: «По сути, американские психиатры так и действуют: набрал определенное количество признаков по единым утвержденным критериям – значит синдром есть. В нашей стране эта практика широко не применяется. Унификации диагностических критериев нет. И это значительно затрудняет диагностику и постановку истинного диагноза. Вряд ли в Беларуси стало бы больше детей с СДВГ, но применение единой методики могло бы показать реальную картину. Сегодня она отчасти характеризуется гипо- или гипердиагностикой».

Впрочем, поэтапность диагностики есть и у нас. Другой вопрос, что у родителей желания и терпения, а у специалистов — настойчивости и компетенции пройти с ребенком весь путь не всегда хватает. Ведь ни психолог, ни даже врачи-специалисты единолично на разовом приеме-консультации не могут поставить диагноз СДВГ. И уж тем более этого не может родитель или педагог. Это многофакторная и мультидисциплинарная задача. По мнению нашего эксперта, истинный синдром дефицита внимания и гиперактивности наблюдается лишь у 10 % детей из общего количества тех, кому так или иначе этот диагноз приписывается.

Ассистент кафедры детской неврологии БелМАПО Алиса Кудлач: «СДВГ в чистом виде как отдельная нозологическая единица встречается не так уж и часто. Важно понимать, что это не болезнь, а расстройство, синдром. И как синдром СДВГ чаще встречается в клинической картине других, более тяжелых соматических, неврологических и психических заболеваний».

Так, СДВГ может быть одним из проявлений:

  • перенесенной черепно-мозговой травмы, нейроинфекции;
  • неврозов и шоковых состояний;
  • заболеваний щитовидной железы;
  • нарушений слуха и речи;
  • эпилепсии;
  • психических расстройств и расстройств аутистического спектра;
  • синдрома Жиля де ля Туретта;
  • побочной реакции от приема некоторых лекарственных препаратов.

Ассистент кафедры детской неврологии БелМАПО Алиса Кудлач: «Как правило, при наличии жалоб на гиперактивность, импульсивность, нарушение внимания в первую очередь родители приводят ребенка к неврологу. Врач соберет анамнез, узнает, были ли какие-то факторы риска во время беременности, во время родов или в раннем перинатальном периоде; проведет осмотр, чтобы исключить неврологическую патологию. Обязательна консультация психолога и/или нейропсихолога, который сможет протестировать высшие психические функции ребенка: внимание, память, мышление. Конечно, должно быть и заключение педагога (учителя или воспитателя из детсада), так называемая «педагогическая характеристика ребенка». Финальное звено этой цепи – врач-психиатр. На сопоставлении результатов всех обследований именно этот специалист ставит диагноз или опровергает».

Особая роль, и об этом нужно сказать отдельно, в постановке диагноза у нейропсихологов. Если исключена неврологическая или соматическая патология, которая могла бы провоцировать СДВГ, нейропсихолог – следующий специалист, который может либо усилить настороженность в отношении имеющегося синдрома, либо полностью ее развеять. Вполне вероятно, что при всей неадекватности своего поведения ребенок совершенно не страдает от дефицита внимания и гиперактивности. Просто взрослым (родителям, педагогам) банально не хватило опыта или умения найти к нему подход. А значит помощь понадобится им, а не ребенку.

Когда наступает время Ч

Тогда, когда больше нет сил терпеть выходки и непослушание любимого чада. Когда его темперамент довел вашу нервную систему до состояния натянутой струны. Когда его учеба в школе превратилась в пытку, а оценки приносят сплошное разочарование. Когда краснеть за его поведение приходится не только перед посторонними людьми, но даже перед родными.

Шкала оценки СДВГ, приведенная ниже, разработана специально для родителей американским психологом К. Кит Коннерсом (C. Keith Conners), посвятившим большую часть своей научной деятельности изучению синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Оценка результатов адаптирована доктором медицинских наук, профессором Валерием Зыковым. Отвечая на каждый вопрос, обведите в кружок тот ответ, который наилучшим образом описывает поведение ребенка в течение последней недели. Закончив, подсчитайте баллы и оцените результаты теста. И обязательно помните: имея хоть какие-то вопросы или сомнения, нужно обращаться за помощью к специалистам. Если даже она не понадобится вашему ребенку, вполне вероятно, она понадобится вам.

Вопросы Никогда или редко Иногда Часто Очень часто
1.              Не может сосредоточиться на деталях или делает небрежные ошибки при выполнении школьных заданий 0 1 2 3
2.              Постоянно перебирает руками или ногами либо ерзает на стуле 0 1 2 3
3.              Испытывает трудности с поддержанием необходимого уровня внимания на игровых и бытовых видах деятельности 0 1 2 3
4.              Покидает свое место во время урока или в других ситуациях, когда полагается оставаться на своем месте 0 1 2 3
5.              Создается впечатление, что он не слушает обращенную к нему речь 0 1 2 3
6.              Бегает или пытается куда-то залезть в ситуациях, когда это неприемлемо 0 1 2 3
7.              Не следует инструкциям или не доводит работу до конца 0 1 2 3
8.              Не может тихо, спокойно играть или иным образом проводить свое свободное время 0 1 2 3
9.              Испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности 0 1 2 3
10.           Всегда в движении или действует, как будто «с моторчиком» 0 1 2 3
11.           Избегает выполнения задач, требующих продолжительных мыслительных усилий (например, учеба в школе или выполнение домашнего задания) 0 1 2 3
12.           Слишком много говорит 0 1 2 3
13.           Теряет вещи, необходимые для выполнения тех или иных видов деятельности 0 1 2 3
14.           Начинает отвечать, не дослушав вопрос до конца 0 1 2 3
15.           Легко отвлекается 0 1 2 3
16.           С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях (например, в игре) 0 1 2 3
17.           Проявляет забывчивость в повседневных ситуациях 0 1 2 3
18.           Перебивает других людей или мешает им 0 1 2 3

Оценка результатов теста

Критерии для мальчиков – ≥ 26 баллов, для девочек – ≥ 23 баллов.

Мальчики Девочки
26-34 балла – легкая степень 23-31 балл – легкая степень
35-43 балла – средняя степень 32-40 баллов – средняя степень
44-54 балла – тяжелая степень 41-54 балла – тяжелая степень