«У меня гиперактивный ребенок». 8 мам из 10 именно так, не задумываясь, охарактеризуют темперамент своего ребенка. Не без гордости, но с оттенком легкой усталости в голосе. Немного найдется взрослых, которым чрезмерная детская активность дается легко. Даже если речь идет о любимых чадах. Что же до чужих, то за свою неспособность держать рот на замке, часами увлеченно складывать цветную мозаику и потребность в постоянном движении у них всегда есть риск прослыть невоспитанными, непослушными и разбалованными детьми. Словом, гиперактивными, без всякой гордости.
Материал опубликован на сайте 24health.by.
Что такое гиперактивность? Можно ли оправдать ею неугомонный темперамент маленького непоседы и надо ли что-то с этим делать? Где проходит тонкая грань между индивидуальными особенностями, огрехами в воспитании и симптомом поведенческого расстройства, при котором уже нужна помощь со стороны? Разобраться в сложных нюансах журналисту информационного портала Здоровые люди помогла ассистент кафедры детской неврологии БелМАПО Алиса Кудлач.
Возраст непослушания
— Гиперактивность в самом широком понимании слова – это состояние повышенной активности в чем-либо, например, в поведении. Детскому возрасту свойственны повышенная подвижность, легкая возбудимость, неусидчивость, невозможность долго концентрироваться на чем-то. Это абсолютно нормально. Причем с любой точки зрения: психологической, социальной, медицинской. Ведь чем ребенок отличается от взрослого человека? Прежде всего незрелой нервной системой, которая находится в процессе своего постепенного развития и становления.
Говоря простым языком, нервные клетки и их соединения в организме взрослого человека покрыты толстой изоляционной оболочкой. У детей эта изоляция, вследствие незрелости нервной системы, тонкая. Кроме того, клетки расположены очень близко друг к другу, все импульсы проходят в ней чрезвычайно быстро, процессы возбуждения в целом превалируют над процессами торможения. В реальной жизни именно этим во многом объясняется способность детей оставаться активными даже тогда, когда взрослый будет в состоянии выжатого лимона.
По мере взросления ребенка нервная система с каждым годом постепенно становится все более зрелой и крепкой. Но окончательное ее созревание происходит только к 18-22 годам.
Яблоко от яблони
Кроме того, восприятие чрезмерной активности, гиперактивности очень индивидуально, подчеркивает эксперт. Здесь многое зависит от норм поведения, традиций, устоев и взглядов того микросоциума, в котором живет и воспитывается ребенок. Если в конкретной семье или субкультуре не считается зазорным перебивать друг друга, допускается свобода действий и передвижений, не взирая на обстоятельства и время, отсутствует режим дня как таковой и т.д., то ребенок с младенчества будет воспринимать эту модель поведения как норму. В то же время эта норма будет неприемлема для членов другой семьи, где жизнь подчиняется четкому распорядку, выстроена строгая семейная иерархия, а детское непослушание недопустимо. При пересечении, условно говоря, этих двух семей в социуме конфронтация неизбежна.
Неудивительно, что вопрос о гиперактивности ребенка как о поведенческом расстройстве, не укладывающемся в рамки общепринятых норм, впервые возникает, как правило, к 4-летнему возрасту и достигает своего пика в 7-9 лет.
— Вот тут проходит тонкая грань между индивидуальными особенностями ребенка, огрехами в воспитании и расстройством поведения, требующим коррекции. Если мы говорим о гиперактивности как о нормальном состоянии вследствие незрелости нервной системы или особенностей воспитания в семье, то ребенок способен самостоятельно контролировать свое поведение. Попадая в социум, где от него требуются другие нормы поведения, отличные от принятых у него в семье, он в состоянии эти правила усвоить и в той или иной мере им следовать. При этом один поймет правила игры с первого раза, другому, возможно, придется повторить 3 раза, 5, 10.
Другое дело, говорит Алиса Кудлач, если ребенок объективно не способен усвоить общепринятые нормы, а его состояние гиперактивности, повышенной возбудимости, чрезмерная импульсивность, невнимательность не дают ему влиться в коллектив, наладить коммуникацию, затрудняют процесс обучения и вызывают, как правило, негативные эмоции и отторжение. В этом случае речь может идти о патологии. В частности, об СДВГ – синдроме дефицита внимания и гиперактивности.
Гиперактивность как синдром
По международной классификации болезней СДВГ относится к психиатрической патологии. Наиболее часто встречается именно такой сочетанный вариант синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Реже изолированные синдром гиперактивности (СГ) и синдром дефицита внимания (СДВ).
СДВГ связан с особенностями метаболизма в нервной системе ребенка. Под воздействием определенных причин нарушается выработка и усвоение веществ, которые дают возможность нервной системе адекватно воспринимать, перерабатывать, анализировать и в конечном итоге реагировать на различные раздражители.
— Это внутренняя поломка, которая может иметь многообразные причины. В первую очередь, заложенные внутриутробно или появившиеся в процессе родов, раннем послеродовом периоде. В это время формируется и наиболее активно развивается нервная система, и любые нюансы со стороны мамы, пока она вынашивает беременность, и со стороны ребенка, пока он адаптируется к окружающему миру, имеют колоссальное значение. В то же время важную роль играют и травмы, инфекции, соматическое неблагополучие ребенка, хронические стрессовые состояния и многое другое, что может привести к нарушению метаболизма в созревающей нервной системе и способствовать развитию патологии. В этом случае обязательно понадобится психолого-педагогическая коррекция и, возможно, в качестве дополнительной – медикаментозная.
Справедливости ради стоит отметить, что по мере созревания нервной системы и развития лобных долей головного мозга, которые отвечают за мотивацию, контроль, самоконтроль, дети с легкой или умеренной степенью СДВГ «перерастают» синдром без всякого вмешательства извне и становятся обычными взрослыми. Раньше и вовсе считалось, что СДВГ – исключительно детская патология. Однако все больше научных исследований говорит о том, что каждый третий случай синдрома дефицита внимания и гиперактивности без необходимой коррекции в раннем возрасте сохраняется и во взрослой жизни. Более того, очень сильно ее усложняет. Вырастая, люди с СДВГ часто страдают от невозможности построить и сохранить семью, испытывают проблемы с трудоустройством, не умеют наладить дружеские и приятельские отношения. Последние исследования западных ученых указывают на то, что среди людей, зависимых от алкоголя и наркотиков, склонных к криминальной деятельности очень высок процент тех, кто в детстве страдал от СДВГ, но при этом не получил необходимой психолого-педагогической и медикаментозной поддержки.