Результаты исследования Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в ноябре 2020 года показали, что многие белорусы разделяют стереотипные суждения в вопросах инклюзивного образования. Наиболее часто встречаются такие мнения: «При совместном обучении педагоги будут уделять меньше внимания здоровым детям», «Совместное обучение приведет к нарастанию конфликтах ситуаций среди детей», «У здоровых детей снизится успеваемость и темп развития».
Оригинал материала опубликован на Intex-press.by.
В барановичской средней школе №13 по опыту знают, что инклюзивное образование – не просто хорошая практика, но и необходимая, причем для всех участников учебного процесса. Треть учеников школы – это дети с особыми образовательными потребностями. Среди них есть ребята с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, интеллектуальной недостаточностью, трудностями в обучении, аутизмом.
И говоря об инклюзии, в этой школе подразумевают создание условий для каждого – не только для детей с инвалидностью.
– У любого из нас есть свои особенности. У кого-то карие глаза или кучерявые волосы – это ведь тоже особенность, – рассуждает директор школы Марина Купцова. По образованию она учитель начальных классов и олигофренопедагог, который работает непосредственно с детьми, у которых есть снижение интеллекта. Но часть педагогической жизни отдала работе с одаренными детьми. – В нашей школе мы включаем в образовательный процесс всех детей, независимо от того, как они отличаются от других. Надо помнить только о том, что должны быть созданы специальные условия для обучения. Чтобы каждому ребенку, который пришел в школу, было комфортно. Чтобы среда, в которой он находится, помогала ему развиваться. Сегодня мы можем говорить о том, что и одаренные дети, и дети с трудностями в обучении, и гиперактивные дети, и даже те, кто пишет левой рукой – все это ребята с особыми образовательными потребностями. Таких детей должен увидеть каждый учитель и помочь им стать успешными.
В школе №13 изо дня в день создают комфортную среду, чтобы каждый ребенок мог чувствовать себя на равных. Для детей с трудностями в обучении или с нарушением интеллекта адаптируются программы, создаются отдельные классы, проводятся дополнительные коррекционные занятия. Никто не разделяет ребят по группам на переменах, в столовой, на школьных концертах. Все пересекаются друг с другом на этажах, в классах, и никто не делает акцент на чужих диагнозах или ходунках, с которыми многие ребята передвигаются по школе. Ребенок с ДЦП за одной партой со здоровым сверстником – здесь это норма, и многие уже не представляют, что может быть по-другому.
– В педагогике есть принцип педагогического оптимизма, – рассказывает психолог, школьный учитель-дефектолог Юлия Бореева. – У меня нет задачи ставить диагнозы ребенку. Я смотрю на него и стараюсь видеть достоинства. Этот принцип педагогики иногда позволяет мне завышать возможности ребенка, поддержать его. Отнестись как к человеку, который все сможет. Я придерживаюсь мнения, что жизнь – это то, что ты о ней думаешь. Так же и с детьми. Какие мысли мы им вкладываем, так они себя и ведут. Мы исходим из того, что у ребенка получается хорошо, и стараемся это развить.
В одном из классов нас встречает Семен из 6 «Г». С улыбкой, в модном пиджаке и с микрофоном руках, в полной готовности выйти на сцену. У Семена аутизм. Ему сложно строить длинные предложения, но он отлично запоминает строчки стихов, заучивает красивые выражения и великолепно поет. Мальчик не раз становился участником республиканских и международных фестивалей.
– Я люблю заниматься музыкой, петь песни. У меня есть дипломы, кубки, медали за хорошие выступления на фестивалях, – рассказывает Семен после сольного исполнения. – А недавно у меня появилась своя гитара.
– В будущем планируешь стать артистом?
– Нет, мечтаю стать милиционером, чтобы ловить преступников, – неожиданно отвечает школьник.
Кстати, возможность заниматься музыкой здесь есть у каждого ученика. Специально для занятий приходят педагоги из детской музыкальной школы искусств №2.
– В классах есть цимбалы, гитара, фортепиано. Преподаватели не выбирают, с кем они будут заниматься, а с кем нет. Это доступно для всех. Наши дети, у которых есть трудности в обучении, прекрасно играют и на скрипке, и на виолончели, – делятся педагоги.
«Мама, меня там ждут!»
Знакомимся с Настей из 5 «Б» класса. У девочки ДЦП, передвигаться самостоятельно по школе она не может – помогает сопровождающий. Девочка не по годам серьезная, рассудительная, и уже определилась с будущей профессией – хочет быть юристом.
– Я хочу защищать права людей, мне нравится тема криминалистики, люблю смотреть детективы.
У Насти активная жизнь: девочка рисует, учится работать в программе «Фотошоп», уверенно пользуется компьютером, пробует сама создавать мультики и очень много читает.
– Недавно прочитала книгу о легендах Древней Греции, подвигах Геракла. А любимая моя книга – по философии, – удивляет всех вокруг Настя. Говоря о любимых предметах, она вспоминает математику и очень серьезно подмечает: «Это довольно-таки нужный предмет».
Мама Насти, Юлия, работает в этой же школе – ведет факультативные занятия «Творческие мастерские» для младших школьников.
– Настя с первого класса учится в интегрированном классе. В начальной школе уроки проходили со всем классом, но какие-то занятия отдельно с учителем-дефектологом. Но даже тогда ничего ей не мешало хорошо сдружиться с ребятами. С пятого класса все учебные занятия проводятся в общем классе.
– В этой школе такие дети, как Настя, чувствуют себя полноправными членами общества. Многие ребята даже говорят мне: «Мы хотим быть такими, как Настя». Ведь она очень честная, принципиальная девочка, а еще усидчивая, требовательная к себе. Уже выбрала будущую профессию, много рассуждает о мотивации поступков других людей, ищет причину, почему кто-то поступил так, а не иначе. При этом Настя очень творческая – отлично рисует, любит писать рассказы, стихи, с которыми не раз побеждала в различных конкурсах.
В разговор вступает Марина, мама Яны, одноклассницы Насти. Девочки по-настоящему сдружились и в школе много времени проводят вместе.
– Дочка очень заботится о Насте, поддерживает ее эмоционально и физически. Я очень рада, что у нее есть такой опыт общения со сверстниками.
В этой же школе у Марины во втором классе учится сын Ваня. У мальчика аутизм и разновидность эпилепсии.
– Он маленький победитель с рождения, ему все давалось тяжело – поздно начал сидеть, ходить, говорить, были откаты назад в развитии. Я очень волновалась, когда пришло время Ване идти в школу. Но все сложилось отлично! Отдавая по утрам сюда детей, я спокойна. Для меня важно, что дети сами хотят сюда ходить. Недавно сын заболел, я заметила это буквально перед выходом. И он расплакался из-за того, что не пустила его на занятия. Говорил: «Мама, меня там ждут!» Ваня не выделяет себя среди остальных, и дети его возраста тоже никак его особо не выделяют. Для них он обычный ребенок. Хотя он может уйти в себя во время общения и вести монолог про животных, моря, океаны, это его любимая тема. В школе у нас все сложилось хорошо, я счастливая мама!
Инклюзия – это не только про детей с инвалидностью
Каждый понедельник в кабинете директора проходят мини-совещания с педагогами, которые сопровождают детей с аутизмом. У таких ребят случаются сбои в поведении, они могут быть излишне эмоциональны, нетипично себя вести. Раз в месяц к таким встречам подключается и мама ребенка. В диалоге с родителем отслеживают динамику в поведении, что-то корректируют и настраивают процесс так, чтобы подход к ребенку в школе и дома был одинаковый.
Такую глубокую работу с семьями в школе ведут регулярно. Проводят тренинги, мастер-классы для всех родителей, педагогов. Все это помогает формировать инклюзивную культуру.
– Инклюзивная культура – это широкое понятие, которое включает готовность принимать людей с их разнообразием физического или внешнего проявления, мыслей, чувств и так далее. Существует психологическая проблема принятия или непринятия. Насколько мы готовы принять человека с его разнообразием и проявлением?
Обсуждая эту тему с родителями, мы говорим не только о толерантности и понимании ребенка. Мы говорим о доброте и нравственности.
Инклюзия в широком понимании – это включение в учебный процесс не только детей с инвалидностью, но и, например, детей одаренных, с яркими музыкальными или художественными способностями.
– К одаренным детям тоже нужен свой подход, – говорит директор Марина Георгиевна. – Они могут быть очень характерными. Им не всегда комфортно среди сверстников, потому что у самих очень высокий потенциал. Педагогам надо уметь правильно считывать эмоции, чтобы вовремя дать чуть-чуть слабины, у них ведь и так очень загруженный график, но важно и не перегнуть.
В школе №13 учится одаренная девочка – Милена из 8 «Б» . Ее голос здесь знает каждый, ведь ни один школьный концерт не обходится без песен в ее исполнении. Талант Милены уже оценили на многих международных конкурсах и фестивалях. Милену прослушивал известный композитор Игорь Крутой, когда она попала в полуфинал конкурса «Детская Новая волна» .
– С маленького возраста дочка постоянно пела песни Ани Лорак, – с улыбкой вспоминает Елена, мама Милены. – Мы относились к этому легко: девочка просто любит петь. Когда она подросла, поняли, что у нее действительно сильный голос и есть хорошие способности. С 9 лет она серьезно занимается в вокальной студии.
Каждый день у Милены расписан буквально по часам – занятия в музыкальной школе на скрипке, фортепиано, вокал в студии. Частые поездки на выступления в соседние страны тоже никто не отменял, поэтому иногда приходится пропускать учебу. Но Милена все равно успешно справляется.
– Есть люди, которые талантливые, и они это знают, как-то пытаются отличиться от других. Я – нет. Знаю, что у меня получается хорошо петь, но стараюсь не отличаться. В моем классе училась девочка в инвалидной коляске. Очень добрая, отзывчивая. Мы всегда старались ей помочь, со временем ты перестаешь замечать между одноклассниками какие-то различия. Она такой же человек, как и ты! Я считаю, что все дети должны учиться вместе.
– В нашей школе дети разные, но все они интересные, прекрасно взаимодействуют между собой, – говорит мама Милены. – Здесь у меня учатся две дочери, скоро пойдет и третья. Я привела их сюда осознанно, знала, что здесь учатся школьники с инвалидностью. Но мои дети с детства знают, что все люди разные, и стараются помогать друг другу. Именно инклюзивное образование помогает воспитывать в наших детях человеческие качества.
Материал подготовлен в рамках информационной кампании «Просто дети в школе» в поддержку детей с инвалидностью и их семей. Одна из ключевых целей кампании – изменение отношения и поведения к праву детей с инвалидностью на качественное образование и социальную инклюзию. Кампания «Просто дети в школе» реализуется Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) совместно с Министерством образования Республики Беларусь при финансовой поддержке правительства Российской Федерации.