«НИКТО НЕ ЗАСТРАХОВАН ОТ ТОГО, ЧТО В СЕМЬЕ МОЖЕТ ПОЯВИТЬСЯ РЕБЕНОК С ИНВАЛИДНОСТЬЮ». ПОСМОТРИТЕ, КАК В КАЛИНКОВИЧСКОЙ ШКОЛЕ УЧАТ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ И ДЦП

В Калинковичах есть школа, где среди тысячи учащихся занимаются и 20 ребят с особенностями — дети, которым в связи с их физическими отклонениями нужен индивидуальный подход. Судороги, спазмы, потерянность во времени и вместо «хочу в туалет» — картинка. Все это стало неотъемлемой частью ежедневных уроков. Посмотрите, как справляются с непростой задачей учителя, которые уже, как к указке, привыкли к ассистивным технологиям.

Оригинал материала опубликован на сайте Сильные новости.

Фото предоставлены ЮНИСЕФ в Беларуси

То, что эта школа необычная, можно понять даже по ее внутреннему оформлению. Например, в одном из классов оборудовали яркую коррекционную зону.

Все выполнено в стиле прованс: установлено релаксационное кресло-качели, на стене — огромное фото лавандового поля в раме из дуба. Там периодически проводят ароматерапию и включают музыку, это может быть классика или же звуки природы.

Для «особенных» деток в школу закупили ассистивные устройства — это приборы, позволяющие ребятам легче воспринимать новый материал, передвигаться по зданию и общаться со сверстниками. К слову, закупить их удалось благодаря программе, реализуемой Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и Министерством образования Республики Беларусь при финансовой поддержке Правительства Российской Федерации.

Одни из таких устройств можно заметить в том же ярком классе. Это место выделено специально для занятий с детьми-аутистами.

Его каждый день использует 9-летняя Варя. У девочки аутизм и ДЦП. Очередное занятие — это не только развитие коммуникативных навыков, но и снятие судорог рук и ног. Для этого, в частности, используют сенсорные подушки, которые создают вибрацию и оказывают расслабляющее действие.

О том, что занятие закончено, Варя узнает благодаря звуковому сигналу таймера большого формата с яркими стрелками.

— У детей с расстройством аутистического спектра нарушено восприятие времени, они его не чувствуют, — поясняет учитель-дефектолог Надежда Соболева. — Благодаря таймеру мы засекаем время для занятия и объясняем, когда оно закончится. Так мы даем ребенку четко понять, сколько нужно ждать до следующего действия.

Неоценимую помощь таким детям, как Варя, дает использование коммуникаторов — это звуковые устройства, которые позволяют девочке быть понятной на занятиях с педагогом, а также общаться с друзьями.

Вот, например, изучали на уроке домашних животных. Варя нажимала на картинки коммуникатора и слушала, что из него звучит. Так складываются ассоциации. Теперь она понимает, что мохнатый зверек на карточке — это кошка серого цвета.

Коммуникаторы развешены в разных частях класса. Если Варя хочет есть, она подходит к коммуникатору с изображением еды, нажимает клавишу и педагог услышит: «Я хочу кушать». Есть коммуникатор с желанием «Я хочу в туалет», «Я хочу мягкую игрушку». Услышав аудиосообщение, девочка старается его повторить.

Когда занятие заканчивается, карточку с его обозначением убирают. Нет карточек — значит, пора домой.

С такими коммуникаторами воспитатель также сопровождает ребенка по школе.

— Главная наша задача — научить ребенка жить в обществе, —считает Надежда Соболева. — Варя активно общается с детьми класса, посещает группу продленного дня. Мы никогда их не делим: все мы равны и можем быть в обществе.

Есть еще в школе второклассник Ваня, сейчас он осваивает новую сенсорную клавиатуру. Она предназначена для детей с нарушением моторики. Гаджет легко подключается к компьютеру с помощью USB-порта, и все действия отображаются на мониторе.

— Таким детям нужно много наглядности, пособий, причем они должны быть различны по одной теме. Мне и самой понравилась эта клавиатура —ребенок хорошо концентрирует внимание, —делится впечатлениями учитель-дефектолог Жанна Крыштул.

В комплекте с клавиатурой идет девять сменных накладок, и у каждой своя задача: одна научит общаться, другая с цифрами разобраться.

В школе появился и слухоречевой тренажер. Это устройство помогает индивидуально заниматься с детьми, у которых потеря слуха.

На первом родительском собрании по сложившейся традиции мы говорим родителям о том, что у нас учатся дети с инвалидностью, —рассказывает замдиректора по учебной работе Алена Шелег. —Никто не застрахован от того, что в семье может появиться ребенок с инвалидностью. И мы стараемся, чтобы детки не ощущали себя «не такими», а жили и развивались полноценно.

Все фото предоставлены ЮНИСЕФ в Беларуси.

Справочно

Материал подготовлен в рамках информационной кампании «Просто дети в школе» в поддержку детей с инвалидностью и их семей. Одна из ключевых целей кампании — изменение отношения и поведения к праву детей с инвалидностью на качественное образование и социальную инклюзию. Кампания «Просто дети в школе» реализуется Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) совместно с Министерством образования Республики Беларусь при финансовой поддержке правительства Российской Федерации.