«Я СПРОСИЛА СЫНА: ПОЙДЕМ В ШКОЛУ? ОН ОТВЕТИЛ: КОНЕЧНО!» РЕПОРТАЖ ИЗ ВИТЕБСКОЙ ШКОЛЫ, ГДЕ ДЕТИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ ПИШУТ СТИХИ И ВИДЯТ С ПОМОЩЬЮ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В витебскую школу №46 каждый день спешит 3-классник Виталик Кудрявцев. Третья степень ДЦП никогда не мешала ему учиться новому, дружить с одноклассниками и мечтать о будущем. Александра, мама Виталика, вспоминает, что еще в садике он был очень активным ребенком, заинтересованным во всем, что его окружает.

Оригинал материала опубликован на сайте gorod212.by.

— Педагоги и психолог в один голос сказали: ему нужно в общество. Я спросила сына: пойдем в школу? Он не задумываясь ответил: конечно, пойдем!

В этом году учеба для Виталика стала еще более увлекательным процессом. В школе появилось несколько ассистивных устройств: сенсорная клавиатура «Клавинта» и видеоувеличители — стационарный и карманный. Это вспомогательные устройства, пользуясь которыми школьники с инвалидностью могут лучше усваивать учебный материал, активно участвовать в жизни школы, чувствовать себя полноценными членами общества и даже определиться с будущей профессией.

Фото предоставлено ЮНИСЕФ в Беларуси

Вспомогательное оборудование в школу закупил Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) в сотрудничестве с Министерством образования Республики Беларусь при финансовой поддержке Правительства Российской Федерации. С декабря 2020 года различные ассистивные технологии получили в 51 школе по всей Беларуси – это более 100 приборов и устройств, которые уже делают школьную жизнь детей с инвалидностью проще и доступнее. Современными помощниками пользуются 250 школьников по всей стране.

Сенсорная клавиатура «Клавинта» предназначена для детей с различными нарушениями моторики. Для Виталика — это новый важный помощник в ежедневной учебе. Прибор подключается к компьютеру с помощью USB-порта, и все действия отображаются на мониторе.

Фото предоставлено ЮНИСЕФ в Беларуси
Фото предоставлено ЮНИСЕФ в Беларуси

У клавиатуры 9 сменных накладок, и школьники могут самостоятельно менять сенсорные панели — есть отдельная для изучения алфавита, для режима калькулятора и работы в Интернете. Для детей с расстройствами аутистического спектра предусмотрена панель коммуникации: ребенок нажимает на определенную картинку, чтобы выразить свое желание взрослому, и это помогает им лучше понимать друг друга.

Виталик ловко печатает свое имя на клавиатуре. С помощью этого полезного прибора он сможет сделать первые шаги в будущую профессию:

— Мои любимые предметы — русская и белорусская литература. Я люблю читать, слушать. Когда вырасту, мечтаю стать писателем! Мне очень хотелось бы сочинять красивые стихи. Вот бы еще принтер сюда! — мечтает вслух Виталик. Вместе приходим к выводу, что с помощью клавиатуры он сможет сохранять свое творчество.

— Дети с инвалидностью порой не готовы выйти в современный мир. Часто у них нет возможности попробовать и ощутить современные технологии, что это такое, а благодаря этому оборудованию — могут. В чем его особенность? Ребенок может самостоятельно все изучать, делать точные движения, несмотря на спастику рук. Такая клавиатура готовит ребенка к определенным профессиям: например, программист или оператор, — говорит учитель-дефектолог Виталика, Анастасия Сергеевна Казючиц.

Фото предоставлено ЮНИСЕФ в Беларуси

В соседнем кабинете к занятию готовится еще одна ученица Ангелина Цыбульская с ослабленным зрением. Несмотря на болезнь, девочка учится с удовольствием и в будущем мечтает стать ветеринаром. Видеть мелкий шрифт, читать и усваивать материал ей помогают стационарный видеоувеличитель и карманная электронная лупа.

Фото предоставлено ЮНИСЕФ в Беларуси

Видеоувеличитель настраивает резкость автоматически и позволяет увеличить изображение до максимальной степени. Большое преимущество этого устройства в том, что его можно использовать в связке с современными гаджетами — телефоном или планшетом. Например, с помощью интернета загрузить в телефоне изображение или текстовый фрагмент и положить его под увеличитель. Детально рассмотреть картинку смогут даже дети за дальними партами! Это настоящая находка не только для коррекционных занятий, но и для общих уроков с одноклассниками.

— Такой прибор, конечно, облегчает работу учащихся с нарушением зрения. Он помогает более точно и комфортнее воспринимать наглядный материал, любые картинки, схемы, у ребенка снижается нагрузка на зрительные анализаторы, — рассказывает учитель-дефектолог Людмила Сергеевна Ларионова. — С помощью этого прибора повышается качество образовательного процесса и расширяются образовательные возможности.

Карманная электронная лупа — это практически мини-копия стационарного увеличителя. Ангелина всегда может носить его с собой, в любой момент увеличить необходимую картинку или текст. Прибор очень простой в управлении, есть выбор режимов увеличения и уменьшения, а также возможность сделать стоп-кадр, чтобы ребенок мог внимательно рассмотреть статическое изображение. Такая лупа может сохранять до 80 картинок и создавать из них слайд-шоу, менять яркость, подключаться к компьютеру.

-Мне нравится увеличивать и уменьшать изображение, менять цвета. Лупа дает мне возможность читать и увеличивать все предложения в тексте», — говорит Ангелина. — Очень интересно заниматься с этим прибором, и мне легко с ним работать.

Фото предоставлено ЮНИСЕФ в Беларуси

Справочно:

Материал подготовлен в рамках информационной кампании «Просто дети в школе» в поддержку детей с инвалидностью и их семей. Одна из ключевых целей кампании — изменение отношения и поведения к праву детей с инвалидностью на качественное образование и социальную инклюзию.

Кампания «Просто дети в школе» реализуется Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) совместно с Министерством образования Республики Беларусь при финансовой поддержке правительства Российской Федерации.