«ЭТО НАШ ШАНС — УЧИТЬСЯ СО ВСЕМИ». КАК СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОМОГАЮТ МАЛЬЧИКУ С ДЦП ПИСАТЬ И БЫТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ

Андрей Степанец в этом году оканчивает первый класс Узденской районной гимназии. Он сидит за первой партой, рядом с тьютором, которая сопровождает школьника на протяжении всего учебного дня. У мальчика ДЦП, но диагноз не мешает ему учиться вместе с одноклассниками по обычной школьной программе. Только если в начале года он не мог самостоятельно держать ручку, писать слова, записывать примеры, то с появлением в классе ассистивных технологий (помогающих устройств для детей с инвалидностью – Прим. ред.) школьные будни заиграли для него новыми красками.

Оригинал материала опубликован на Telegraf.by.

Теперь у Андрея на парте всегда стоит беспроводная адаптивная клавиатура «Клавинта» и роллер, который заменяет привычную нам компьютерную мышь. Управлять им просто — ребенок кладет ладонь на шарик и легким движением руки управляет курсором.

Ассистивное оборудование для Андрея закупил Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) в сотрудничестве с Министерством образования Республики Беларусь при финансовой поддержке Правительства Российской Федерации. С декабря 2020 года различные ассистивные технологии получили в 51 школе по всей Беларуси – это более 100 приборов и устройств, которые уже делают школьную жизнь детей с инвалидностью проще и доступнее. Современными помощниками пользуются 250 школьников по всей стране.

В Узденской гимназии уверены: адаптивная клавиатура и роллер значительно расширяют возможности Андрея, выводят процесс получения качественного образования на новый уровень и дают большой шанс на социальную интеграцию в обществе.

– Андрей любит все новое! У него загорелись глаза, когда он увидел, как теперь будет учиться, сразу же захотел все попробовать, – рассказывает тьютор Крылатова Мария Сергеевна. – Я вижу, что у него появилась мотивация к учебе, для него это новая ступень, которую он будет стараться осваивать. Наше учебное место усовершенствовалось, и теперь полностью организовано. Из-за неконтролируемых движений раньше Андрей мог писать только «рука в руке», когда я ему помогала и направляла. Мы были с ним одним целым, но ему нужно больше самостоятельности, чтобы он сам старался. Теперь все гораздо проще, он сам все набирает на клавиатуре, и это отображается, как на мониторе у учителя, так и на ноутбуке перед его глазами. Тут уже никакой помощи с моей стороны нет. Сейчас только иногда я еще придерживаю руку, но в будущем мы полностью уйдем и от этого.

На адаптивной клавиатуре «Клавинта» клавиши, обозначения букв, цифр и символов в несколько раз крупнее, чем на стандартной. Они обозначены яркими цветами, что позволяет ученику быстрее запомнить их расположение и проще ориентироваться. Каждая клавиша находится в углублении и на расстоянии друг от друга, а специальная пластиковая накладка позволяет удобно расположить руки школьника.

У первого учителя Андрея — Бендь Светланы Эдуардовны — 38 лет педагогической практики, и она впервые обучает мальчика с инвалидностью.

– Конечно, я волновалась. Но ровно до того момента, как Андрей зашел в класс. Я не выделяю его, для меня все дети равны. Моя задача была сделать так, чтобы и дети любили Андрея, и он их. Все получилось, сегодня ребята в классе – одно целое, – уверена Светлана Эдуардовна.

Что касается образовательного процесса, то от Андрея не требовали идеальной каллиграфии, но с появлением на его парте адаптивной клавиатуры и роллера решилась самая главная проблема.

– Теперь я вижу, что делает Андрей сам, – не скрывает радости учитель. – Раньше мне всегда приходилось наблюдать, насколько он самостоятельно выполняет задания, когда мы пишем, решаем, уточнять у тьютора, сам он выбирает ответ или есть какое-то влияние с ее стороны. Для меня было важно не завысить и не занизить результаты ребенка.

Адаптивную клавиатуру мы задействуем на уроках письма, это и словарные диктанты, и списывание текста, а также на уроке математики. Думаю, что приспособим ее и к уроку «Человек и мир», и к чтению. Возможности у нее очень большие.

– Как вы лично восприняли появление таких помогающих устройств в классе?

– У меня нет протеста против современных технологий, наоборот, всегда старалась идти в ногу со временем. Я очень благодарна тому, что в классе появилась эта техника. Для Андрея это старт. Возможно, его будущая профессия рождается прямо сейчас.

Мама Андрея, Наталья, не знала, что во время учебы в школе сыну понадобятся ассистивные технологии. И как, благодаря им, уроки проходят более эффективно.

– Сейчас и клавиатура, и роллер помогают ему быть наравне с одноклассниками, участвовать в школьной жизни, выполнять задания. Уверена, они будут помогать ему и во взрослой жизни. Это наш новый шанс — учиться со всеми. То, что другие дети в классе пишут от руки, Андрей выполняет с помощью клавиатуры. Все это можно сохранить и распечатать. Сын любит гаджеты, а клавиатура яркая, привлекательная, у него есть мотивация вникать в работу с ней, находить удобные позы. Особенности диагноза не позволяют ему контролировать положение рук, мелкую моторику, но использование современных технологий помогает выполнять все то же самое, что делают одноклассники, а может даже и больше.

Материал подготовлен в рамках информационной кампании «Просто дети в школе» в поддержку детей с инвалидностью и их семей. Одна из ключевых целей кампании — изменение отношения и поведения к праву детей с инвалидностью на качественное образование и социальную инклюзию.

Кампания «Просто дети в школе» реализуется Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) совместно с Министерством образования Республики Беларусь при финансовой поддержке правительства Российской Федерации.