Об инклюзии в образовании с каждым годом говорят все больше, но все еще недостаточно много, чтобы она воспринималась в нашем обществе как норма. Мы побывали в средней школе №119 г. Минска, где в 13 интегрированных классах учатся 30 детей с инвалидностью. И на реальных примерах убедились, почему инклюзия важна для всех детей.
Звенит звонок, и за считанные секунды многолюдные шумные школьные коридоры пустеют. Ученики разбегаются по классам, садятся за парты и быстро переключаются на учебный процесс. А мы отправляемся на урок в первый класс – он инклюзивный.
– Нашему обществу нужны общеобразовательные учреждения, где дети учатся вместе вне зависимости от физических и интеллектуальных особенностей, – по дороге рассказывает Татьяна Балутина, директор СШ №119 в Минске. – С одной стороны, это важно для самих детей с инвалидностью. Когда они приходят в обычную среднюю школу, их мир расширяется. Для них начинается не просто образовательный процесс – дети активно социализируются, больше общаются с окружающими. Например, у нас учится девятиклассница с интеллектуальными особенностями, которая стоит на пороге выпускных экзаменов и признается, что не хочет уходить из школы. Так ей здесь нравится. А сейчас мы познакомим вас с Катей. У девочки аутизм, и она наша гордость.
Возле класса мы встречаем папу девочки Сергея Бранчеля, мужчина пришел забирать ребенка после занятий.
– Вопрос, отдавать ли дочь в среднюю школу или в специализированное заведение, вообще не стоял. Наша Катя – обычный ребенок с дополнительными потребностями. Тогда почему она не может ходить в школу с другими детьми?! – говорит при знакомстве отец девочки. – С 3 лет дочь ходила в интегрированную группу в детском саду, а сейчас второй год учится в первом классе (прим.ред. – дети с диагнозом аутизм дважды проходят учебную программу первого класса, чтобы лучше усвоить материал). Ведь помимо улучшения психофизического состояния, социализация – одна из главных задач для нас, как для родителей ребенка с инвалидностью. И многими своими достижениями мы обязаны тому, что Катя с ранних лет брала пример со своих сверстников в школе.
Сергей уверен, что ребенку важно с самого детства показывать, что его окружает не черно-белый, а разноцветный мир. И чем раньше дети с инвалидностью и дети без инвалидности осознают все разнообразие окружающей их действительности, тем проще им будет в будущем взаимодействовать с людьми. Они смогут легче и более продуктивно проживать разные жизненные ситуации.
При виде камер Катя не теряется, даже начинает раздавать воздушные поцелуи.
«Мы устраивали семейные фотосессии, видимо, там дочка запомнила, как нужно «работать на камеру», – комментирует с улыбкой папа девочки.
Часть предметов Катя изучает вместе со всем классом. Но некоторые занятия (русский и белорусский языки, литература, математика) проходят с детьми, у которых есть задержка речи. Их проводит учитель-дефектолог Татьяна Воробей.
– Конечно, у меня были некоторые опасения, когда я только начинала работать с учениками с особенностями психофизического развития. Больше всего беспокоилась, что не смогу найти общий язык с конкретным ребенком. Но с опытом этот страх прошел. Просто к каждому ученику нужен особый подход. Например, с Катей на первых этапах было нелегко наладить диалог, пока у нас не случился контакт глаз. После этого мы будто услышали друг друга, и начался настоящий учебный процесс. Я работаю с девочкой с сентября 2023 года, и за эти полгода очень виден прогресс, – говорит Татьяна. – Также очень важно непрерывное образование и постоянное повышение квалификации. Благо, сейчас есть возможность проходить разные курсы, семинары. А вот на старте моей работы единственным способом получать новые знания был обмен опытом с коллегами. Помню, кто-то привозил литературу из других стран, и мы читали эти книги по кругу. Потом обсуждали, делились разными рабочими моментами и успехами.
Пока Катя взаимодействует с ребятами через искусственно созданные ситуации. Например, учитель предлагает девочке подойти к сверстникам и угостить их конфетой. Но педагоги уверены, что в будущем Катя сама сможет легко инициировать общение и научиться заводить друзей. У девочки есть тьютор – наставник, который работает с Катей индивидуально в условиях школьного обучения. По словам папы девочки, тьютор – очень важный человек в жизни ребенка с инвалидностью. «Это как половинка родителя. Но добиться, чтобы у дочери появился помощник, оказалось не очень легко. Начиная с детского сада, мы сменили уже не одного тьютора. Сейчас с Катей работает Наталья, с ней нам очень повезло!».
— Дочка очень красиво рисует. У нее богатая фантазия. Например, недавно она в своем рисунке отправила котят на море, – продолжает рассказ Сергей. – Она у нас очень изобретательная. Так Катя непрозрачно намекает, что она и сама хотела бы побывать на море, а то в этом году мы еще туда не ездили.
Недавно в школе организовали выставку Катиных рисунков. В марте Катины работы будут представлены на инклюзивном фестивале, организованном Центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Октябрьского района г. Минска.
– У нас учатся очень творческие дети! Помимо Катюшиных работ наши ученики старших классов с особенностями психофизического развития представят на фестивале свою театральную постановку, – рассказывает директор школы, показывая Катины рисунки.
«Алина любит играть в футбол и обожает лего»
После общения с Катей мы отправляемся в компьютерный класс. Там вместе с учителем рисовать с использованием техники учится шестиклассница Алина. У девочки смешанное специфическое расстройство психического развития. Недавно Алина вернулась с домашнего обучения, где проучилась две четверти.
– В 5-6 классе у учеников начинается переходный возраст, организм перестраивается, гормоны бушуют. Поэтому родители Алины решили полгода поучить девочку дома, – рассказывает классный руководитель Алины, учитель истории Дмитрий Матвеев. – Оказалось, это дало положительный результат, успеваемость Алины дома выросла. Она стала спокойнее, более сдержанной в общении с одноклассниками. А по возвращению в школу ей даже удалось завязать дружеские отношения с девочкой из класса, с которой раньше были конфликты.
Приветливая и улыбчивая, Алина начинает беседу с просьбы: «Вы только говорите погромче, а то я не очень хорошо слышу». Девочка признается, что скучала по школе, а когда мы просим перечислить ее любимые уроки, то сначала теряется, а потом начинает называть почти все предметы, представленные в школьной программе.
— Наверно, я больше всего люблю русскую и белорусскую литературу. И информатику, конечно. Биологию, химию… – рассказывает Алина. – Мне нравится с компьютером работать и читать, писать я не очень люблю. А еще мне говорят, что у меня феноменальная память, я быстро и легко учу наизусть стихи.
Мама шестиклассницы Ирина Архипенко рассказывает про хобби дочки.
– Алина занимается оригами. И у нее очень хорошо получается. А вообще дочка любит играть в футбол. Правда, врачам не очень нравится это ее увлечение – у Алины есть проблемы с сердцем. Но все равно она периодически ходит на тренировки. Еще она обожает лего. Может часами собирать что-то большое и масштабное из мелких деталей. Вот недавно соорудила пожарную машину, два мотоцикла.
О важности инклюзивного образования
– Обществу важно осознавать тот факт, что дети с инвалидностью не останутся детьми на всю жизнь, – комментирует Татьяна Пикулева, заместитель директора по учебной работе средней школы №119. – Инклюзивное образование помогает сформировать личность ребенка с особенностями психофизического развития так, чтобы в будущем они стали полноценными членами общества и могли чувствовать себя уверенно и свободно во взрослой жизни. Совместное обучение помогает детям социализироваться, повышать свою самооценку. Как итог – таким ученикам легче найти свой путь в жизни, чем сверстникам, которые выбрали домашнее обучение или обучение в учреждениях специального образования .
С другой стороны, по словам Татьяны Владимировны, инклюзивное образование важно и для нормотипичных детей, потому что так они учатся принятию, поддержке и эмпатии. Все ученики в инклюзивных классах с ранних лет узнают, что мир многообразен.
«Естественно, это позитивно сказывается на эмоциональном интеллекте всех детей, потому что они выходят в общество более осознанными и зрелыми личностями».