Студент с ДЦП из Гомеля Саша Юхник: «В университете расправил крылья»

Саше Юхнику 20 лет, он студент третьего курса Гомельского государственного университета имени Скорины. Симпатичный и улыбчивый молодой человек, который с рождения живет с диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич – ред.). Для многих он мог бы стать приговором. Но не для Саши, который справился со своими страхами и научился чувствовать себя счастливым. Как ему это удалось, рассказываем в рамках информационно-просветительской кампании «Просто дети в школе», которая реализуется Министерством образования Беларуси и Детским фондом (ООН) ЮНИСЕФ в Беларуси  при финансовой поддержке Правительства Российской Федерации. Одна из главных целей кампании – укрепление осознания важности реализации прав ребенка с инвалидностью на получение образования совместно со сверстниками. 

«Папа ушел из семьи сразу после моего рождения»

Саша Юхник родился в городском поселке Октябрьский Гомельской области. 

– Изначально у меня была парализована вся правая сторона тела, но мы с этим справились с помощью врачей и реабилитологов. Сейчас я хожу самостоятельно, могу бегать и прыгать, хотя диагноз ДЦП и соответствующая ему походка со мной на всю жизнь. Во всем этом, конечно, заслуга моей мамы, которая помогла не только стать на ноги, но и сделала все, чтобы я не чувствовал себя одиноким без отца, который ушел из семьи. Его роль на себя взял мой дедушка по материнской линии – и я, поверьте, рос счастливым ребенком.

 – Когда ты понял, что отличаешься от сверстников? 

 – Мне было примерно лет шесть, когда я осознал, что не такой, как окружающие дети. Но это больше касалось физического состояния, а не интеллектуального. Когда я впервые спросил маму о том, что со мной, она объяснила по-человечески просто: «Боженька устроил тебе испытание, которое ты должен пройти». И уже позже, когда мне было десять лет, мама рассказала все как есть, объяснив, что я такой с рождения. 

В детский сад Саша не ходил: родные мальчика решили, что этот период ему будет лучше провести в кругу семьи. Заботу о ребенке также взяли на себя бабушка и дедушка по материнской линии.

 – Конечно, были моменты, когда я думал об отце, о том, что иногда не хватает его любви и поддержки, но все это компенсировали мне мама, бабушка и, в особенности, дедушка, который со временем стал для меня примером отцовства.

«В гимназии мне не хватало физкультуры, зато я до ночи играл в футбол с друзьями»

В семь лет Саша, как и все его ровесники, пошел в первый класс местной гимназии. Благодаря семье мальчик был хорошо подготовлен и каких-то трудностей в учебе не испытывал. Проблемы были в другом. 

 – Степень моего заболевания не такая, чтобы перемещаться в инвалидной коляске, поэтому в гимназию я всегда ходил сам. Диагноз выдавала лишь походка, свойственная для детей с ДЦП. И вот эта «непохожесть» давала повод для издевательств со стороны некоторых сверстников. Тогда я понял, что дети могут быть жестокими. Им, в отличие от взрослых, зачастую не хватает такта и деликатности. До девятого класса надо мной постоянно издевался одноклассник. Долгое время такое его поведение ранило меня, но чем взрослее я становился, тем больше понимал, что этим он делает хуже только себе. В какой-то момент я нашел в себе силы изменить отношение к ситуации – и это помогло. 

ВРЕЗКА: Если ребенок столкнулся с буллингом в детском коллективе или интернете, вам может помочь ресурс Pomogut и совместная кампания МТС и ЮНИСЕФ “За безопасное детство”, где рассказывают, как распознать и избежать опасности в сети. 

 – Классный руководитель, учителя знали о проблеме?

– В начальной школе меня поддерживала классный руководитель, в средней школе большую поддержку оказывала учитель немецкого языка. Педагоги, конечно же, вступались за меня, пытались с ним разговаривать и объяснять. Знаете, есть такие дети, которым все равно, так вот он был таким непробиваемым. Доставалось от него и другим моим одноклассникам, но мне больше всех. С остальными у меня сложились довольно теплые отношения. Бывало, конечно, кто-то из одноклассников мог что-то сказать в мой адрес, но потом они, понимая, что я просто не такой, как все, извинялись, проявляли сочувствие.

Еще один вопрос, который волновал Сашу – это уроки физкультуры. 

 – Сам по себе я очень активный и всегда думал: вот приду на физкультуру и наконец-таки там поиграю и в футбол, и в волейбол, и в баскетбол. Мне, конечно, учителя что-то разрешали делать на уроке, но это было 5-10% от моих возможностей и желаний. Скорее всего, боялись мне навредить. А я же тогда был ребенком и мне хотелось на всю катушку почувствовать себя этим ребенком на физкультуре! Конечно, все это затрагивало мою детскую натуру, потому что хотелось со всеми вместе побегать и попрыгать.  Правда, я нашел, чем это компенсировать. Дома, например, моим тренером была мама, мы занимались вместе. Но полностью всю нехватку школьной физкультуры я компенсировал у бабушки с дедушкой в деревне. К ним ездил каждые каникулы! У меня там были друзья, и мы каждый летний вечер до одиннадцати играли в футбол. Мы дружили с шести лет, и они всегда ждали моего возвращения. Сейчас, правда, реже встречаемся, но по-прежнему рады видеть друг друга. 

«В университете я расправил крылья»

Сейчас Саша учится на третьем курсе университета, живет в общежитии. На выбор будущей профессии переводчика во многом повлияла его любимая учительница иностранных языков Ирина Викторовна Король. Именно благодаря ей парень сделал выбор в пользу факультета иностранных языков. 

– Еще со школьных времен стал чувствовать, что меня притягивают иностранные языки, разные страны, их культура. В университете у меня основной язык – немецкий, второй – английский и еще дополнительный испанский. И здесь я занимаюсь физкультурой. Да, она лечебная, но тем не менее, это именно то, что я люблю – активность и движение. Меня даже не смущает, что в группе, кроме меня, нет парней. 

 

 – Как складывались отношения с однокурсниками? Интересовались ли они, что с тобой?

 – У нас сложились прекрасные отношения, мы на одной волне. В общежитии со мной в комнате живут еще двое ребят – Руслан и Никита. Они заметили, что со мной что-то не так и спросили об этом. Отношение после того, как они узнали мой диагноз, не изменилось. Мы дружим, решаем вместе бытовые вопросы, можем приготовить ужин, скинуться деньгами и заказать пиццу. Университет, конечно, дал мне ощущение,  что я расправил крылья и живу счастливо полной жизнью. Далеко пока не загадываю, сейчас мне безумно интересно учиться и дружить со сверстниками.

 – Как складываются у тебя отношения с девушками? 

 – Мысль о девушках может подкрасться незаметно и дать подзатыльник, напомнив, что могут быть трудности, – с улыбкой говорит Саша. – Пока это только дружеские отношения, и это тоже прекрасно. 

 – Что бы ты пожелал тем, кто сейчас, как ты говоришь, «скован своим диагнозом» и не может почувствовать себя счастливым? 

 – Самое главноене сомневаться в себе, верить в себя и в то, что все получится. Конечно, все это не без поддержки любимых близких людей: мамы, бабушки, дедушки и младшей сестры Виолетты. Есть замечательная фраза о том, что мысль материальна. Лично мне, например, помогло то, что я смог увидеть в себе обычного человека. То есть сначала смог представить себя таким, а потом, со временем, и почувствовать себя таким вот обычным счастливым человеком, который просто учится в университете, просто живет свою жизнь как все.

Фото: belkagomel.by