ЕСЛИ ВЫ ПОДОЗРЕВАЕТЕ, ЧТО С РЕБЕНКОМ ЧТО-ТО НЕ ТАК… КАК НЕ ПОТЕРЯТЬ ДРАГОЦЕННОЕ ВРЕМЯ

Слышать или подозревать любой диагноз всегда непросто. Особенно тяжело, если он касается самого дорогого — наших детей. Родители тратят слишком много времени, отвечая на вопросы: «Может, мне показалось, и нет никакого отставания в развитии?», «Может быть, врачи что-то перепутали, и мой малыш скоро заговорит?», «А может, завтра я проснусь, и ребенок начнет слышать, видеть, понимать?». Чудеса иногда случаются, но лучше все же поскорее попасть на психолого-медико-педагогическую комиссию, чтобы детально разобраться в проблеме, определить образовательный маршрут и объем коррекционной помощи.

Автор: Антонина Судиловская, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, СЕО CatZu, сооснователь Детского центра речевого и познавательного развития «Вербалэнд».

© UNICEF/UNI321603/El-Dalil

О проблемах в развитии детей родители узнают при разных обстоятельствах: от педиатра, невролога, поликлинического логопеда, воспитателя в детском саду, бабушки, соседки и так далее. Понятно, что в некоторых случаях специалисты могут перестраховываться, а близкое окружение проявлять гиперопеку или некомпетентность. Проверять или пропускать мимо ушей — решать вам.

Но если обеспокоенность окружающих выражается неоднократно — лучше призадуматься. А в случае подтверждения опасений — вооружиться алгоритмом, который проведет через самый трудный период: от озвучивания диагноза до принятия проблемы и получения адекватной помощи.

Порядок действий простой: пройти комиссию — определить стратегию оказания помощи (выбрать подходящую образовательную программу) — определить место получения помощи (специальная группа, класс, группы и классы интегрированного обучения и воспитания, пункт коррекционно-педагогической помощи и так далее) — наблюдать за динамикой и при необходимости уточнять маршрут. Вполне понятные и доступные шаги, но на практике все гораздо сложнее

Когда родители включают отрицание

Первая реакция родителя на диагноз — шок, страх, отрицание, Google и далее по списку. Отменить эти реакции невозможно, но можно научиться действовать в процессе их осознания и самое главное — принимать правильные и своевременные решения в интересах ребенка.  

Правильное решение доступно только после принятия малыша со всеми его особенностями. Здесь-то и образуется замкнутый круг для родителей, отвергающих диагноз, особенно, если он касается интеллектуальной сферы ребенка. Отсюда страх перед посещением комиссии, отказ от предложенной программы, поиск платных специалистов, готовых сражаться с ветряными мельницами (например, заниматься развитием речи, когда первично необходимо реанимировать познавательную сферу: внимание, память, мыслительные операции).

Есть в личном опыте и совсем печальные примеры, когда тяжелую потерю слуха родители пытались восстановить привлечением бабушек, заговаривающих воду, а трудности в обучении — силами экстрасенсов. А ведь уходит драгоценное время. Растрачиваются эмоциональные и финансовые ресурсы. Результата нет. В то время как правильный выбор важен на раннем этапе развития ребенка. Чем быстрее стартует соответствующая помощь, тем больше вероятность положительной динамики от занятий с нужным специалистом.

Не стоит бояться комиссии

Как же быть в случае противоречий? Ответ один — довериться профессионалам. В ходе психолого-медико-педагогической комиссии они выяснят структуру нарушенных функций, установят, что пострадало первично и определят зону ближайшего развития. Другими словами, комиссия призвана разобраться в механизмах, лежащих в основе тех или иных особенностей развития. =

Так, если ребенок плохо говорит, первопричиной может быть недостаточное общение в раннем возрасте, сниженная познавательная активность мозга, поражение речевых центров, нарушенный слух, психический, неврологический дисбаланс и комбинации данных проявлений.

Выявляется это с применением различных методик и тестов, подобранных в соответствии с возрастом ребенка. С их помощью изучается способность к подражанию, ориентация в ближайшем окружении, характер игры, готовность к обучению и принятию помощи, структура деятельности, возможность переносить полученные навыки с одного действия на другое, переключаемость внимания, целостность восприятия, понимание простых и составных вопросов и многое другое. По итогам диагностики, в каждом отдельном случае, будет предложен свой коррекционный путь.

Ошибочный выбор образовательного курса чреват растягиванием сроков обучения, отсутствием динамики, фрустрацией и вспышками негативизма в ответ на несоразмерные требования. Как бесполезно лечить аллергический ринит антибактериальными каплями, бессмысленно требовать от ребенка правильное воспроизведение грамматических конструкций, если отсутствует возможность концентрировать внимание на чем бы то ни было. Невозможно получить от малыша осознанный ответ, если он не понимает суть вопроса.

Согласие на специальное обучение – это не клеймо

Результатом комиссии будет заключение о текущем состоянии развития с рекомендациями о дальнейшем обучении и воспитании. Если общеобразовательная программа меняется на специальную (на программу для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с трудностями в обучении и так далее), то родителям предложат подписать согласие.

Само согласие не обязывает следовать предложенному маршруту. Это не клеймо и не ограничение к получению общего образования, а только лишь доступ к бесплатным, комплексным, специальным образовательным услугам. Родители всегда могут оставить своих чад в массовой группе (классе), взяв на себя ответственность за качество и объем коррекционной помощи.

Как правильно настроить себя и ребенка? 

А вот несколько неформальных советов, которые сделают диагностику максимально информативной и непринужденной:

  • Не пугайте ребенка перед комиссией тем, что кто-то будет оценивать его поведение или знания.
  • Не упрекайте его во время комиссии и не угрожайте наказанием за неверные ответы.
  • Не подсказывайте и не пытайтесь выполнить задание вместо ребенка.
  • Не скрывайте факты о перенесенных травмах, операциях, заболеваниях, беспокоящих особенностях поведения.
  • Не приводите на комиссию сонного, голодного ребенка или слишком сытого, особенно, если это плохо влияет на его внимание и поведение.
  • Сделайте предварительную аудио- или видеозапись того, что вас беспокоит или, наоборот, того, что ребенок может не показать в незнакомой обстановке, но охотно продемонстрирует дома (например, чтение стихов или ответы на вопросы).
  • Если вы видите, что ребенок не понимает предложенный специалистом вопрос, помогите, не выдавая при этом ответа. Например, если вы всегда спрашиваете: «Сколько тебе годиков?», а на комиссии малыша вдруг озадачили вопросом «Сколько тебе лет?», переформулируйте вопрос в привычную форму. Но не так: «Ты же знаешь! Покажи три пальчика».
  • Задавайте вопросы. Не бойтесь показаться несведущим в каких-то моментах. При наличии свободного времени специалисты охотно пояснят ход обследования и порекомендуют на что обратить внимание в повседневной жизни. Если же за вами очередь ожидающих комиссию, то всегда можно записаться на индивидуальную консультацию к интересующему специалисту (психологу, логопеду, тифлопедагогу и так далее).
  • Не забывайте о позитивном настрое и о том, что он передается от родителей к детям. В ребенке нет проблемы до тех пор, пока его не начнут идентифицировать с этой проблемой.  

О внеплановой комиссии

Нередко комиссия ограничивает сроки обучения и воспитания в специализированных условиях одним или двумя учебными годами. Делается это по ряду причин:

  • непредсказуемая динамика детского развития: уже через год речь ребенка может быть восстановлена, и он может перейти в общеобразовательную среду;
  • спорные случаи: когда на момент обследования выявляется существенное отставание в развитии, но есть предположение, что под влиянием системного обучения у ребенка произойдет быстрое восстановление одних функций с проявлением других первичных нарушений;
  • предположение о предстоящей смене образовательного маршрута: когда после года обучения в специальной группе для детей с трудностями в обучении ребенок перейдет в интегрированную, или после старта в специальной группе для детей с нарушением слуха ребенок после кохлеарной имплантации перейдет или в интеграцию, или в логопедическую группу при наличии соответствующих показаний;
  • приближение младшего или среднего школьного возраста: когда программа меняется с дошкольной на школьную или при смене школьных звеньев обучения.

Из примеров видно, что система прохождения комиссии достаточно гибкая. Родителям важно занимать активную позицию, наблюдать за ребенком и в случае необходимости запрашивать дообследование и повторное прохождение комиссии.

Что должно инициировать внеплановую комиссию?

  • Отсутствие прогресса в обучении по прошествии года.
  • Резкий прогресс, когда ребенок без труда справляется с требованиями специальной программы и знает гораздо больше своих сверстников в учебном коллективе.
  • Агрессия, отказ ходить на занятия, выполнять задания.

Какие нужны документы?

При обращении в центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации по месту жительства (место, где проводятся комиссии) нужно предоставить следующие документы:

  • подробная выписка из истории развития ребенка (выдается педиатром);
  • медицинская справка о состоянии здоровья с указанием наличия или отсутствия психиатрического учета (выдается врачом-психиатром);
  • выписка от узких специалистов при необходимости (врача-сурдолога, офтальмолога);
  • психолого-педагогическая характеристика из учреждения образования, которое посещает ребенок (при условии посещения);
  • учебные тетради и/или творческие работы ребенка (при наличии).

Прохождение комиссии — это возможность погрузиться в специфику вашего ребенка, не бойтесь этого. Принимайте его уникальность, ищите ваших специалистов и будьте счастливы.