ИНКЛЮЗИВНАЯ ШКОЛА ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА, РОДИТЕЛЯ, ПЕДАГОГА

«Я подумал и решил стать программистом». История мальчика с ДЦП, который учится в инклюзивной школе

У Тимофея ДЦП, но мальчику не нужна инвалидная коляска. С того времени как он пошел в школу, передвигается с помощью ходунков. Как и другие ребята его возраста, он каждый день ходит на занятия. Хорошо, что в Солигорске есть инклюзивная школа, где ребята с инвалидностью могут учиться вместе с остальными. 

Автор: Олеся Ганевич для prostodeti.by.
Фото: ЮНИСЕФ в Беларуси.

В солигорской школе № 1 учатся больше тысячи учеников. Среди них есть дети с нарушениями слуха, речи и опорно-двигательного аппарата. Пятеро учеников не передвигаются самостоятельно, но здесь вопрос комфорта таких учеников давно не стоит на повестке дня. Ребенок заезжает в здание с помощью пандуса, на лифте поднимается на второй или третий этаж, где расположены кабинеты. Таким же образом можно попасть в актовый зал, подняться на сцену. 

Каждое утро мама Тимофея через весь город везет сына именно в эту школу. 

— У меня даже мыслей не было, что ребенок будет учиться в какой-то другой школе или вообще туда ходить не будет, — рассказывает мама Наталья Крутько. — Я  всегда старалась создавать ему обычные условия, чтобы он не выделялся из толпы и не чувствовал, что другой.

Тимофей родился на сроке 29 недель, и врачи не давали точных прогнозов, насколько серьезно такая недоношенность беременности скажется на здоровье мальчика. Диагноз ДЦП ему поставили в годик. Несмотря на проблемы со здоровьем, в семье всегда старались брать Тимофея на концерты, спектакли, возили с собой на пляж, то есть каких-то ограничений для себя не ставили. Но когда пришло время отдавать ребенка в сад, было волнительно, признается мама.
 
— Я не знала, какие там будут условия, будет ли ему комфортно. Сначала он ходил в обычный садик, но в интегрированную группу, куда принимали детей с ограничениями по здоровью. Но я знала, что в городе есть ведомственные детские сады, где условия были лучше. Начала узнавать, спрашивать, и через год нам пошли навстречу — в одном из таких садов открыли интегрированную группу со всеми необходимыми условиями. Были поручни для передвижения, пандус, оборудован туалет.
А вот родители детей, которые ходили в этот сад, восприняли ситуацию тяжело, говорит Наталья. В лицо ей ничего не высказывали, зато немало негативных комментариев выслушала заведующая детским садом.
 
— Ей писали не самые приятные письма. К сожалению, многие у нас по-прежнему избегают общения с детьми, у которых есть инвалидность. Слышат про диагноз ДЦП и не понимают, что это, чего ждать, как общаться. Я очень благодарна заведующей садом, что весь удар она приняла на себя. Несколько лет Тимофей ходил в этот сад с большим удовольствием, ему там было очень комфортно.
 
— А какие первые впечатления у Тимофея были от школы?
 
— Он очень ждал 1 сентября! Мы волновались. Мне как маме было страшно. Я даже взяла отпуск на работе, чтобы быть рядом и сын мог спокойно адаптироваться. Но я побыла в школе всего несколько дней, потому что Тимофей быстро освоился. Директор, классный руководитель, дефектолог, тьютор — все создали ему комфортные условия. Я переживала именно за учебный процесс, а для Тимофея главным было общение — ему очень нравится заводить новых знакомства и узнавать что-то новое. И все сложилось хорошо — у него здесь много друзей, он идет в школу с радостью.
— Его школьная нагрузка легче, чем у одноклассников?
 
— Я бы сказала, что все идет на одинаковом уровне, хотя я почему-то ожидала, что к нам будет другое отношение, что нас будут жалеть, немножко меньше задавать домашних заданий. Но нет, у меня такое чувство, что нам их еще больше задают, — смеется Наталья.
 
Тимофей — веселый, активный парень. Порой, его надо притормаживать, когда он буквально бежит с ходунками, играя в коридоре с одноклассниками, рассказывают в школе.
 
После уроков, как у всех, у Тимофея по плану дополнительные занятия — он занимается в кружке по моделированию и постигает азы актерского мастерства. Несмотря на то, что учится он пока во втором классе, уже строит серьезные планы на будущее:
 
— Мне нравится ходить в школу! Я подумал и решил стать программистом — роботов программировать. Или придумывать фильмы. Хочу стать режиссером и придумать «Как приручить дракона 4».
 
В классе Тимофея искренне любят и привлекают к любым активностям.
 
— Он всегда улыбается, всегда приветливый. Это талантливый и уникальный ребенок. На уроках литературного чтения самый первый может все прочитать, выучить наизусть. И к нему тянутся все дети. Играют с ним и всегда помогают. У Тимофея упала ручка — они все подбежали и подняли. Я думаю, что в будущем он станет ученым и создаст такой костюм, одев который, сможет двигаться, — рассказывает о своем ученике Валентина Усик, классный руководитель Тимофея.
 
Учитель вспомнила историю, как прочитала ребятам в первом классе сказку «Цветик-семицветик» Валентина Катаева. Историю о том, как девочка, получив волшебный цветок, бездумно потратила шесть лепестков на свои желания и только в конце загадала, чтобы мальчик, который болен, стал здоровым.
— Когда дети услышали эту сказку, они начали загадывать желания: «Я хочу, чтобы было много денег «, «Хочу много игрушек». А потом вдруг пришло осмысление, и ученики стали говорить: «Мы хотим, чтобы Тимофей научился ходить. Чтобы он бегал вместе с нами». А Тимофей сказал: «Но я никогда не буду ходить». Я тогда ответила Тимофею, что надо в это верить. Все мы верим, что ты будешь не только ходить, но и бегать. Думаю, что этой силе и мужеству я учусь.

Как устроена инклюзивная школа

Первые классы интегрированного обучения появились в солигорской школе № 1 в 1997 году, опыт уже большой. Перед приемом на работу учителей предупреждают, что в равных условиях здесь учатся все, включая детей с нарушениями психофизического развития.
 
Есть педагоги, которые не разделяют такой формат работы. На это в школе лишь пожимают плечами: личный выбор каждого. Но подобные ситуации возникают все реже и реже.
 
— Я точно знаю, что если в коллективе есть хотя бы несколько человек, которые загораются идеей создать условия, в которых было бы комфортно всем детям, то обязательно найдутся люди, которые поддержат, — рассказывает Елена Назарчук, заместитель директора по учебной работе. — Острый вопрос, чем интегрированное обучение отличается от инклюзивного, мы изучали очень долго. Нам казалось, что хорошо организованное интегрированное обучение — это уже инклюзия. Но, пройдя длинный путь — семинары, встречи, международные конференции, беседы, общение и тесное взаимодействие с родителями детей с инвалидностью — приходишь к другому пониманию. Инклюзивное образование — это когда от ребенка с особенностями не требуют меняться, скорее окружающая среда подстраивается под потребности этого ребенка.
Елена считает, что создание инклюзивного пространства — поэтапная работа всех сотрудников:
 
— Наша школа, приняв идеи инклюзивного образования, сначала создала коллектив, который был готов принять этих детей, потом стали постепенно появляться условия — при поддержке огромного количества людей и местных органов власти. В школе провели реконструкцию здания: появился пандус, лифт. Педагоги прошли огромное количество тренингов, курсов. Заходя в нашу школу, люди говорят, что у нас образовалось инклюзивное пространство — это результат многолетнего труда всего коллектива.
 
Свою философию в солигорской школе определяют так: это школа для каждого и школа для всех. Здесь уверены, что от инклюзивного формата образования выигрывают все: у детей с инвалидностью появляется возможность учиться, заводить друзей, строить свое будущее, у остальных ребят — появляется понимание того, что люди могут быть разными, но при этом равными.
 
— Благодаря таким детям, которые учатся у нас в школе, меняется окружение, меняется среда. Тут еще вопрос философский, мы их учим, или они учат все окружение быть добрее, понимать, что в жизни могут сложиться разные ситуации, что каждый человек заслуживает внимания и любви. И протянуть руку помощи, научиться добру — вот эти ребята как раз учат нас этому.
 
 
По данным исследования ЮНИСЕФ в Беларуси, у 64% белорусов возникают негативные ассоциации о детях с инвалидностью: жалость, сочувствие, печаль, боль, неполноценность, помощь, и лишь у 4% опрошенных появляются положительные ассоциации (участие, оптимизм, уважение, доброта, жизнерадостность, отношение как к другим детям). Работа и учеба в школе с инклюзивными подходами меняет отношение к таким детям.
 
— За время работы в школе я стала другой, — делится директор Валентина Каштальян. — Если сейчас вижу человека, который едет в инвалидной коляске по городу, могу спокойно спросить: как у вас дела? Прохожие чаще же отворачиваются. А для меня это обычные люди, просто у них есть определенные трудности. Лично я принимаю наших детей такими, какие они есть. Некоторые говорят: надо жалеть. А я считаю, что нет. Жалость — не самое лучшее чувство. Нужно создавать условия, чтобы ребенок развивался.
 
Я убеждена, что дети должны учиться вместе независимо от умственных или физических особенностей. Хорошо, когда есть друзья, возможность пообщаться. Я против обучения на дому, кроме исключительных случаев. И меня никто не переубедит, что должно быть по-другому. Все дети могут учиться вместе.
 
Материал подготовлен Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) в рамках информационной кампании «Просто дети» в поддержку детей с инвалидностью и их семей. Одна из ключевых целей кампании — содействие вовлечению детей с инвалидностью в образовательный процесс. Кампания «Просто дети» реализуется совместно с Министерством здравоохранения Республики Беларусь при финансовой поддержке правительства Российской Федерации. Кампания стартовала 3 декабря и осуществляется в рамках проекта международной технической помощи «Профилактика инвалидности и социальная интеграция детей с инвалидностью и особенностями психофизического развития в Республике Беларусь».