Инклюзивные подходы в образовании позволяют детям с инвалидностью наравне со здоровыми мальчиками и девочками каждый день ходить в школу, общаться со сверстниками, дружить, получать новые знания.
Оригинал материала опубликован на сайте realbrest.by.
Фото предоставлены ЮНИСЕФ в Беларуси.
Несмотря на готовность педагогов во всем поддерживать и помогать таким школьникам, трудно сегодня представить успешный инклюзивный образовательный процесс без использования ассистивных технологий. Это специальные устройства и приборы, которые помогают детям с инвалидностью передвигаться, лучше усваивать новые знания, активно участвовать в жизни школы и в целом чувствовать себя полноценными членами общества.
Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) вместе с Министерством образования Республики Беларусь и при финансовой поддержке правительства Российской Федерации поддерживают развитие инклюзивной среды в школах. С декабря 2020 года в 51 учебном учреждении по всей Беларуси появилось новое ассистивное оборудование, а это 101 полезный прибор, сделавший жизнь 250 детей с инвалидностью в школе легче и доступнее.
В том числе и ребят в школе №13 в Барановичах, где у трети учеников самые разные диагнозы, включая аутизм, интеллектуальную недостаточность и нарушение опорно-двигательного аппарата. Для каждой категории детей подстраиваются программы обучения, а также проводятся дополнительные коррекционные занятия с использованием тех самых ассистивных технологий. На одном из таких занятий нам удалось побывать.
Мы находимся в оборудованном классе для коррекционных занятий, где нас встречает учитель-дефектолог и улыбчивый второклассник Богдан. У мальчика ДЦП, но несмотря на трудности в передвижении и коммуникации, он ходит в школу.
Богдану помогают сесть за компьютерный стол, чтобы начать занятие на адаптивной клавиатуре, которую активно используют в школе.
На первый взгляд — привычная глазу клавиатура для компьютера. Но если присмотреться ближе, сразу становится ясно, почему детям так удобно и интересно с ней учиться. Клавиши, обозначения букв, цифр, символов — все в несколько раз крупнее стандартной клавиатуры. Есть четкое разделение по цвету: ярким красным выделены цифры, насыщенным синим буквы, а символы — зеленым. Такое разделение облегчает восприятие информации и помогает лучше запоминать расположение кнопок. Каждая клавиша находится в углублении и на расстоянии друг от друга. Все это облегчает работу на клавиатуре и исключает одновременного нажатия нескольких клавиш. Специальная пластиковая накладка позволяет удобно расположить руки школьника и сосредоточиться на заданиях.
Богдан набирает короткие слова «пар» и «дар» на клавиатуре. Сначала проговаривает каждую букву, соединяет их, затем ищет нужные клавиши и поочередно нажимает. На мониторе тут же виден результат. Поупражнявшись со словами, переходит к примерам.
Вслух проговаривает цифры, каждый знак, затем печатает его. Благодаря легкому нажатию клавиш, Богдан быстро выполняет упражнение. Яркие цвета дают хороший ориентир, и с каждым разом справляться с заданием ему все легче.
У педагога есть возможность сравнить, насколько адаптивная клавиатура улучшает образовательный процесс, ведь раньше занятия проходили на стандартной клавиатуре компьютера. Мелкие обозначения, клавиши одного цвета — все это значительно ухудшало восприятие ребенком информации и тормозило процесс обучения. К тому же у Богдана есть проблемы со зрением, и адаптивная клавиатура помогает ему успешно узнавать новую информацию и успевать за одноклассниками.
— Ассистивные технологии очень помогают строить успешный образовательный процесс, — делится своим мнением учитель-дефектолог Елена Сергеевна Ширко. — Для ребенка с нарушением функций опорно-двигательного аппарата не всегда достаточно рабочей тетради и учебника. Важно, чтобы для них был не только наглядный, но и предметный материал, где можно что-то своими руками потрогать, провести пальчиком, а где-то необходимо увеличенное изображение. Все эти моменты влияют на восприятие новой информации. Богдан быстро начал ориентироваться на клавиатуре и уже отлично знает, где какой символ расположен.
Для лучшего усвоения материала учителя-дефектологи совмещают свои наработки и учебные пособия с полезными устройствами и приборами. Например, ученик получает пример на карточке или в каком-то пособии, а записывает и решает его уже с помощью адаптивной клавиатуры. Получается такой полезный микс низкотехнологичных и высокотехнологичных ассистивных технологий.
-Адаптивная клавиатура помогает ребенку с ДЦП успешно взаимодействовать с компьютером. Такие ассистивные технологии позволяют педагогам компенсировать возможности ребенка, а детям быть успешными в усвоении учебного материала, — говорит директор школы №13 Марина Георгиевна Купцова.
Мама Богдана, Оксана, вместе с педагогами радуется успехам сына.
— Когда сын окончил детский сад, нам предложили учиться в этой школе. Здесь очень хорошо подобраны педагоги, они знают, как подойти, как общаться с такими детьми. Ему нравится ходить в школу, дети с ним дружат. Благодаря адаптивной клавиатуре, Богдан стал заниматься гораздо лучше. Это и удобнее, и интереснее. Он стал быстрее печатать, читать, считать примеры. Я вижу прогресс, эта клавиатура нам очень подошла. Точно такую же мы приобрели себе домой.
В конце занятия Богдан не может сдержать улыбку. Видно, что благодаря яркому полезному устройству, учебный процесс для него не только познавательный, но и увлекательный.
-Я люблю печатать на этой клавиатуре буквы и цифры! — подтверждает наши догадки довольный Богдан.
Справочно:
Материал подготовлен в рамках информационной кампании «Просто дети в школе» в поддержку детей с инвалидностью и их семей. Одна из ключевых целей кампании — изменение отношения и поведения к праву детей с инвалидностью на качественное образование и социальную инклюзию. Кампания «Просто дети в школе» реализуется Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) совместно с Министерством образования Республики Беларусь при финансовой поддержке правительства Российской Федерации.