«НЕ ТОЛЬКО ДАТЬ ОБРАЗОВАНИЕ, НО И ПОМОЧЬ ОПРЕДЕЛИТЬСЯ В ЖИЗНИ»

Prostodeti.by побывали в светлогорской школе и узнали, как там занимаются профориентацией детей с инвалидностью.

В светлогорской школе №6 всего 249 учеников. В 2010 году здесь появился первый специальный класс для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. И с этого момента началась большая работа по обустройству безбарьерной и адаптивной среды и созданию комфортных условий для школьников, у которых есть особенности психофизического развития. Уже много лет в этой школе дети дружат, участвуют в школьной жизни и получают образование вне зависимости от наличия инвалидности.

Фото UNICEF

В какой-то момент коллектив школы всерьез задумался о том, что их задача, как педагогов, не просто дать качественное образование. Необходимо подготовить детей к самостоятельной взрослой жизни и помочь определиться с будущей профессией. Так, в 2019 году в школе началась реализация инновационного проекта «Внедрение кластерной модели реализации профессиональных намерений детей с интеллектуальной недостаточностью и нормотипичных сверстников». 

— По итогам года мы проводим мониторинг наших выпускников. Для нас важно, как сложилась их судьба, куда они поступили. Анализируя эти данные, мы поняли, что у наших учеников с особенностями психофизического развития есть трудности в соотнесении своего «Хочу» и «Могу» при выборе профессии, — рассказывает заместитель директора по воспитательной работе Кривопуск Инна Анатольевна. — Последние годы нам приходилось устраивать их на работу через Управление по труду, занятости и социальной защите Светлогорского райисполкома. Но в основном для них предлагают только рабочие специальности.

Педагоги понимали: мир профессий гораздо шире и школьников надо знакомить с ними еще с младшего возраста. Чтобы к 9 классу ребенок определился, чем хочет заниматься, мог подготовить себя к поступлению и рассчитывать на то, что сможет найти профессию и зарабатывать.

Профориентацией школьников занимается не один учитель, а большая команда — это администрация школы, медсестра, классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, который проводит диагностику ребенка. Система профориентации в школе разработана таким образом, чтобы тема выбора будущей профессии охватывала все возраста. Ознакомительная программа есть для 1-4 классов, 5-8 классов и старших школьников.

— Мы реализуем этот проект не только для детей с инвалидностью, легкой интеллектуальной недостаточностью, но и для нормотипичных сверстников, чтобы дети вместе открывали для себя мир профессий и могли определиться с будущим. То есть мы работаем со всем классом и стремимся к тому, чтобы на выходе из школы они точно знали, чем будут заниматься в будущем. Здесь мы частично берем на себя и роль родителей, но он и нам за это очень благодарны.

Инновационный проект по профориентации реализуется совместно с ГУО «Центр творчества детей и молодежи «ЮВЕНТА» г. Светлогорска». Налажено сотрудничество с предприятиями и организациями города и района. О профессиях ученикам рассказывают в разных форматах. Например, в школу приглашают мастеров декоративно-прикладного искусства — научить детей делать что-то своими руками, чтобы в будущем у них была возможность дополнительно себя материально обеспечивать. В течение учебного года организуются экскурсии на предприятия города. Например, на почту, чтобы познакомить школьников с работой почтового отделения, в ателье, чтобы показать особенности профессии закройщика и швеи, на сельхозпредприятиях дети узнают все о посадках и сразу же на практике применяют новые знания и умения.

— На овощной фабрике детям показывали, как правильно сажать, пользоваться садовыми инструментами. Когда они оказались в теплице и увидели созревшие огурцы, они были удивлены: это в результате такой работы вот так все вырастает? Объясняем, что для этого надо потрудиться. Сначала посадить семечко, ухаживать за первыми ростками, вырастить, а уже потом собирать плоды.

У школьников была экскурсия и в Светлогорский государственный индустриальный колледж — всем выдали маски, спецодежду, и мастера-сварщики знакомили их со своей специальностью.

Юлия Александровна Демиденко, учитель-дефектолог

Также в классах регулярно проходят информационные часы по темам профориентации — «О профессиях загадках», «Чем пахнут ремесла», «Профессия парикмахер», «Человек имеет право и обязанности», «Профессии наших мам». По итогам года дети пишут сочинение о том, какая профессия им понравилась.

— Мы понимаем, что выбор профессий для детей с инвалидностью и легкой интеллектуальной недостаточностью небольшой, но он есть, — говорит учитель-дефектолог Демиденко Юлия Александровна. — И мы считаем важным познакомить их с этим миром до того, как они выйдут из школьных стен.

В классах постарше тематика немного отличается, и здесь темы классного часа могут быть такие: беседа-презентация «Путь профессия начинается в школе», круглый стол «Моя мечта о будущей профессии», «Ярмарка вакансий, «Профессии наших родителей». Это дает возможность школьникам не только увидеть больше вариантов для будущего самоопределения, но и погрузиться в тему, порассуждать с педагогом, одноклассниками и прийти к какому-то решению.

— Мы обращаем их внимание на то, что здорово выбирать профессию, которая востребована в нашем регионе, где они останутся жить, — добавляет Инна Анатольевна. — Дали задание, в котором каждому классу нужно было подготовить три видеоролика о профессиях Светлогорщины, заинтересовали их поиском интересных профессий в нашем городе и районе. Мы должны правильно донести детям, что дальнобойщик это хорошо, но профессия овощевода тоже отличная.  Выбор профессии — это долгий и кропотливый путь. Для нас важно, чтобы ребенок в будущем не разочаровался ни в своей работе, ни в жизни.

В этом году в школе два выпускника с легкой интеллектуальной недостаточностью, которые благодаря проекту по профориентации уже определились с будущей профессией.

— Наша ученица Настя едет поступать на овощевода, где есть группа интегрированного обучения, а выпускник Ярослав в Гомельский государственный дорожно-строительный колледж — получать специальность слесаря-сантехника.  Интересно, что Настя с 5 класса мечтала быть учителем. Часто мне говорила: «Я буду как вы, учить детей», — рассказывает Юлия Александровна. — Несколько лет мы подводили ее к тому, что есть и другие профессии, и сейчас она окончательно определилась. За 2 года участия в этом проекте у нее случился большой прогресс в социализации, сейчас она чувствует себя наравне с остальными. Она выйдет в большую жизнь, не потеряется, еще и профессию приобретет — это дорого стоит.

Педагоги уверены, что после окончания школы дети с инвалидностью и легкой интеллектуальной недостаточностью должны быть готовы ко взрослой жизни, чувствовать себя полноценными членами общества.

— Дети с особенностями психофизического развития находятся у нас на патронаже еще 3-5 лет после окончания школы. Мы узнаем, как они учатся, смогли ли поступить, трудоустроиться. Естественно, этот вопрос тревожит нас всех, и мы следим за тем, как складывается их судьба. Наша главная задача состоит в том, чтобы дети выросли хорошими людьми и определились в жизни. Здорово, если они найдут работу по профессии, смогут себя реализовать и найти свое место в жизни

У них получилось!

Трудоустройство детей с инвалидностью после окончания школы, действительно, тема важная и актуальная. И есть примеры молодых ребят, которые выбрали себе дело по душе и с удовольствием ходят на работу каждый день.  

 Лия Герасименок, руководитель кружка по английскому языку

Фото UNICEF

21-летняя Лия Герасименок окончила среднюю школу №111 в Минске. У Лии спастическая диплегия 3-ей степени (при сохранности интеллекта), она не может самостоятельно передвигаться, есть затруднения с речью, и поэтому ей необходимо постоянное сопровождение. Несмотря на свой диагноз, Лия стала выпускницей лингвогуманитарного колледжа при МГЛУ.

Потом прошла в родной школе практику как молодой учитель — преподавала английский язык детям в 3−4-х классах, проводила внеклассную работу. А сейчас Лия — руководитель кружка по английскому языку в Республиканском центре для детей-инвалидов, где проходят реабилитацию ребята со всей страны.

— Мне очень нравится моя работа. — рассказывает Лия. — С детьми никаких сложностей не возникает, потому что очень хочу работать с такими людьми, как я сама. Я хочу заниматься этим всю жизнь. Мой девиз по жизни: «Верь в себя, и все получится!»

Василий Павликов, руководитель кофейни

Фото wmeste.by

24-летний Василий Павликов с синдромом Дауна управляет в Минске кофейней «Инклюзивный бариста». В его обязанности входить: следить за работой своих подчиненных, делать заказ необходимых продуктов, подписывать документы, работать с цифрами, общаться с прессой, телевидением и продвигает проект инклюзивной кофейни. Перед тем, как вступить в должность управляющего, Василий окончил курс MBA по управлению персоналом. Еще Василий готовит сценарий и мечтает снять документальный фильм про ребят с инвалидностью.

 Справочно:

Материал подготовлен в рамках информационной кампании «Просто дети в школе» в поддержку детей с инвалидностью и их семей. Одна из ключевых целей кампании — изменение отношения и поведения к праву детей с инвалидностью на качественное образование и социальную инклюзию.

Кампания «Просто дети в школе» реализуется Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) совместно с Министерством образования Республики Беларусь при финансовой поддержке правительства Российской Федерации.