Анастасия Генералова делится мнением о том, почему раннее вмешательство важно и ценно для каждого особенного ребенка и семьи, воспитывающей его.
Материал целиком опубликован на asi.org.ru.
Не «исправление», а адаптация
Раннее вмешательство подразумевает ведение семьи от рождения ребенка до того момента, когда он пойдет в детский сад; не лечение и «исправление» человека, а адаптацию среды и семьи, чтобы в будущем ребенок мог успешно справляться со своими трудностями самостоятельно.
Раннее вмешательство предполагает, что в ребенке видят личность. Даже если это ребенок, который только что вышел из комы, он в состоянии просигнализировать о своих желаниях и о своем состоянии.
Когда мы смотрим на человека как на объект – как объекту можно помочь? Сделать все за него. Ребенок, в котором мы видим личность, в состоянии справляться самостоятельно: может дать понятный сигнал, рассказать другим, что с ним происходит, может изучать этот мир.
Простой пример: большинство родителей берут игрушку, вкладывают ее ребенку в руку и начинают мять ее вместо ребенка. Зачем? Можно вложить ту же самую игрушку ему в руку и оставить ребенка на какое-то время. Он сам начнет с ней взаимодействовать. Возможно, для этого ему понадобится больше времени, чем его сверстнику, но это будет его самостоятельное движение. Раннее вмешательство полностью основывается на самостоятельной активности ребенка, на его вовлечении и участии в обычной жизни.
Базовые принципы
Философия раннего вмешательства основывается на нескольких базовых принципах:
- Принцип нормализации жизни. Вся работа специалистов должна быть направлена на то, чтобы семья, в которой родился ребенок с трудностями, вошла в нормальный ритм: суточный, недельный, годовой, чередование будней и выходных дней. Чтобы к тебе относились в соответствии с возрастом: если у тебя церебральный паралич и тебе семь лет, нужно чтобы на тебя не ползунки натягивали, а надевали джинсы и майку. Ты должен чувствовать себя не беспомощным малышом, а точно таким же, как твой семилетний сверстник.
- Принцип развития в естественной для ребенка среде. Для малыша, который живет в семье, естественная среда – это дом, парк и детская площадка. Чтобы стать эффективным, обучение всем навыкам должно проходить в знакомых ребенку пространствах. Если мы отведем ребенка в кабинет, как это происходит сейчас, и начнем учить есть ложкой, он научится есть этой ложкой в этом кабинете. Когда он вернется домой, то не сможет применить навык и вплести его в свою обычную рутину. В течение дня мы выполняем около 300 тысяч рутин, не замечая их. Одно дело, когда ребенок два раза в неделю приходит к специалисту и пару часов проводит у него в кабинете, другое – когда он отрабатывает навыки в своих 300 тысячах рутин, которые происходят машинально каждый день.
- Функциональный подход. Навыки, которым необходимо обучать и ребенка, и семью должны быть нужными в обычной жизни, должны помогать справляться с обычными делами, которые делают жизнь нормальной. Чтобы повседневность ребенка мало отличалась от обычной жизни сверстника, живущего по соседству.
Достижение конкретных целей
С 2016 года мы развиваем этот подход в своем фонде и первое время сталкивались с тем, что многим он был непонятен. Особенно родителям, которые приходят к нам после курсовых реабилитаций, после заграничных поездок на реабилитацию, после программ, основанных на механическом воздействии на ребенка. Специалисты, которые практикуют курсовую реабилитацию, любят говорить о ее физическом эффекте. Обычно этот эффект очень непостоянный, а главное, он никак не изменит жизнь ребенка.
Эффект раннего вмешательства в достижении конкретных целей. Вася научился держать ложку и зачерпывать ею еду – конкретный результат, который он может привнести в свою жизнь
В большинстве других мест, где пытаются развивать раннюю помощь, остается реабилитационный и медицинский подход к проблеме. Специалисты реабилитационных центров помогают маленьким детям, но они продолжают относиться к ним как к объектам, производить какие-то манипуляции, делать что-то на консультациях без их желания и разрешения, продолжают не привлекать к консультациям родителей. Расспрашивая о семье и ребенке, они в первую очередь спрашивают про его диагноз. Да какая разница! Он у него есть и этого достаточно, чтобы понять, что человеку нужна помощь.
Устаревший медицинский подход приводит к тому, что ребенок становится не самостоятельной личностью, а постоянным потребителем. Сначала он вынужден потреблять помощь своих родителей и близких людей. Потом, во взрослом возрасте – помощь социальных работников. Но если он научится, пусть с поддержкой и использованием технических средств, обслуживать себя, то в три года он пойдет в детский сад, а потом в школу. Его мама сможет выйти на работу. Когда вырастет, этот ребенок и сам сможет работать.