ДЕТИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

В современной практике термин «умственная отсталость» применительно к детям используется в медицине, в педагогике принято использовать соответствующий термин «интеллектуальная недостаточность». Об особенностях проявления нарушения интеллекта у детей в раннем, дошкольном и школьном возрасте можно познакомиться в данном материале.

Материал опубликован на сайте ГУО «Ясли-сад № 26 г. Полоцка».

Интеллектуальная недостаточность – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Именно эти признаки: стойкость, необратимость нарушения и его органическое происхождение должны в первую очередь учитываться при диагностике детей.

При интеллектуальной недостаточности ведущим симптомом является также диффузное (количественное) поражение коры головного мозга. Но не исключаются и отдельные (локальные) поражения, что приводит к разнообразию нарушений в развитии психических, особенно высших познавательных, процессов (восприятия, памяти, словесно-логического мышления, речи и др.) и эмоциональной сфере (повышенная возбудимость или, наоборот, инертность, вялость).

Нередко у детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдаются нарушения в физическом развитии (дисплазии, деформация формы черепа и размеров конечностей, нарушения общей, мелкой моторики).

Педагогическим критерием для диагностики детей с интеллектуальной недостаточностью является их низкая обучаемость.

© UNICEF

Причины нарушения интеллекта

Недоразвитие интеллектуальных функций может возникнуть вследствие множества самых разнообразных явлений, влияющих на созревание мозга ребенка:

  • наследственные факторы, в том числе неполноценность генеративных клеток родителей (интеллектуальная недостаточность родителей, нарушения хромосомного набора, алкоголизм, наркомания);
  • патология внутриутробного развития (различные инфекционные, гормональные заболевания матери в период беременности, интоксикации, травмы);
  • патологические факторы, действующие во время родов и в раннем возрасте ребенка (родовая травма и асфиксия, нейроинфекции и различные соматические заболевания ребенка (особенно первых месяцев жизни, сопровождающиеся обезвоживанием и дистрофией, что наиболее патогенно для мозга ребенка), травмы мозга).

Классификация интеллектуальной недостаточности

В настоящее время в практической работе психиатры используют Международную классификацию болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) по степени глубины интеллектуального дефекта.

Интеллектуальная недостаточность подразделяется на формы:

  • легкую (IQ в пределах 50-69);
  • умеренную (IQ в пределах 35-49);
  • тяжелую (IQ в пределах 20-34);
  • глубокую (IQ ниже 20).

Особенности проявления нарушения интеллекта

При нарушении интеллекта ведущими неблагоприятными факторами являются слабая любознательность и замедленная обучаемость ребенка, т.е. его плохая восприимчивость нового.

Эти первичные нарушения оказывают влияние на развитие детей с первых дней жизни. У многих из них сроки развития задерживаются не только в течение первого, но и второго года жизни. Наблюдается отсутствие или позднее проявление интереса к окружающему и реакций на внешние раздражители, преобладание вялости и сонливости, что не исключает крикливости, беспокойства и т.п.

Со временем у детей с интеллектуальной недостаточностью не формируются:

  • эмоциональное общение со взрослыми, «комплекс оживления» отсутствует или неполноценен;
  • интерес к игрушкам, подвешенным над кроваткой или находящимся в руках взрослого;
  • новая форма общения – жестовое общение, возникающее на основе совместных действий со взрослыми;
  • умение различать своих и чужих людей.

На первом году жизни у детей с интеллектуальной недостаточностью не развиваются действия с предметами, отсутствует хватание, что серьезно сказывается на развитии восприятия и зрительно-двигательной координации. Это в свою очередь отрицательно сказывается на последующем развитии психических процессов.

В начале дошкольного периода (к трем годам) происходят некоторые сдвиги в овладении манипуляций с предметами. Например, малыш берет игрушку, тянет ее в рот, но не рассматривает, практических действий с ней не выполняет.

Далее (на третьем-четвертом году жизни) интеллектуальная недостаточность продолжает проявляться в особенностях поведения и игровой деятельности. Дети медленно овладевают навыками самообслуживания, не проявляют живости, любознательности, которые свойственны здоровому ребенку. Интерес к окружающим предметам и явлениям остается весьма низким, кратковременным. Игры их характеризуются простым манипулированием, непониманием элементарных правил игры, слабостью контактов с детьми, меньшей подвижностью.

В старшем дошкольном возрасте отсутствует желание заниматься интеллектуальными играми, повышен интерес к подвижным, нецеленаправленным играм. Дети несамостоятельны, безынициативны, больше подражают, копируют.

В школьном возрасте на первый план все больше выступают интеллектуальные расстройства таких детей, которые проявляются в разных сферах деятельности и поведения, главным образом – в учебной деятельности.

При интеллектуальной недостаточности оказывается нарушенной уже первая ступень познания – восприятие. Темп восприятия замедлен, объем узкий. Дети с нарушением интеллекта с трудом выделяют главное или общее на картинке, в тексте, выхватывая лишь отдельные части и не понимая внутренней связи между частями, персонажами. Они часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию слова, при правильном списывании текста не могут писать под диктовку. Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Часто даже в 8-9 лет они не различают правую и левую стороны, не могут найти свой класс, ошибаются в определении времени на часах, дней недели, времен года.

Все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция) при нарушении интеллекта недостаточно сформированы. Отличительной чертой мышления детей с интеллектуальной недостаточностью является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой.

Слабость памяти проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько в ее воспроизведении (особенно словесного материала). И это является главным отличием детей с интеллектуальной недостаточностью от детей с сохранным интеллектом. Из-за непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный характер.

У детей с нарушением интеллекта, как правило, страдают все стороны речи. Внимание неустойчивое, переключаемость его замедленна.

Эмоционально-волевая сфера детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается неустойчивостью, неадекватностью эмоций. В работе они предпочитают легкий путь, не требующий волевых усилий.

Однако, тенденции развития ребенка с нарушением интеллекта те же, что и нормотипичного. При своевременной правильной организации воспитания, как можно более раннем начале обучения многие отклонения в развитии у ребенка с интеллектуальной недостаточностью могут быть скоррегированы и даже предупреждены.