ДЕТИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И КАРАНТИН: СОВЕТЫ ЭКСПЕРТА

Родители, работающие на дому во время коронавирусного карантина, сталкиваются с массой сложностей. Но границы между работой и домом размываются куда в большей степени, если у вашего ребенка аутизм. Международный эксперт Темпл Грандин рассказала parade.com о том, как родители и опекуны могут помочь своим семьям преуспевать во время этого беспрецедентного периода изоляции.

© UNICEF/UNI323381/Bajornas

Материал опубликован на aspergers.ru.

Сейчас такое время, когда всем нам нужно быть добрее и давать больше принятия друг другу. Ниже семь актуальных советов от Грандин о том, как помочь нашим любимым близким с аутизмом во время нынешней глобальной пандемии.

1. Установите расписание

Да — распорядку, расписанию и выяснению того, что может помочь вам справиться с ситуацией. Во-первых, вам нужно установить новый распорядок. Вы сообщаете своим детям, что им надо вставать и готовиться к школе, как и было раньше, хотя они и занимаются дома. После завтрака и одевания пусть идут выполнять классную и домашнюю работу. Затем обедать, а после обеда пусть займутся физической активностью, отправившись на прогулку. При этом нужно соблюдать социальное дистанцирование. Я советую заниматься уроками утром, «на свежую голову». Потом скажите им: «Мы пойдем обедать вместе, а потом поиграем в настольные игры или головоломки. Мы сходим на прогулку или займемся другой физической активностью». И затем ребенок может провести час наедине с гаджетом, выбрав сам, что будет смотреть. Но лишь час в день. Мне не нравятся «запойные» просмотры, и поэтому я рекомендую, возможно, один или два эпизода любимого шоу в день. Я тоже чувствую, что жить всем вместе в такой близости — это словно жить на космической станции, где каждому требуется побыть одному и почитать книгу или поработать на своем ноутбуке: все мы в какой-то мере нуждаемся в этом.

2. Не показывайте страха

Одна из важнейших вещей для родителей — не показывать страха. Также важно объяснять перспективы [кризиса здравоохранения] с помощью понятных ребенку слов. Можно сравнить это с бурей, от которой вам нужно укрыться — но нынешняя «буря» продолжительнее. Объясните: у нас будет расписание, мы будем делать свою работу, продолжать школьные занятия и выполнение домашних заданий, играть в некоторые игры, а также смотреть фильмы всей семьей. И когда мы делаем что-то вместе, это помогает нам оставаться в безопасности.

3. Веселье вместо страха

Настольные игры замечательны. И когда вокруг столько доступных для просмотра телешоу и фильмов, по очереди выбирайте вечерний фильм. Так, если в доме двое взрослых и один ребенок, то ребенок получает возможность выбрать фильм каждый третий вечер. И каждому из вас нужно сидеть неподалеку во время всех фильмов. Смотреть фильмы и играть в игры — это больше, чем развлечение. Это помогает с выработкой умения действовать по очереди и освобождает ваш ум от страха. Это возвращает нас к эмоциональным системам Яака Панксеппа. У вас есть страх, гнев, стресс от сепарации, забота, объятия, страсть и игра. Также у вас есть «поиск» (потребность искать возможности применить свой ум). Поэтому, когда я ищу и читаю онлайн исследования о лекарствах при COVID-19, я делаю «поиск», который выключает страх. И когда вы вместе со своим ребенком готовите печенье, то выяснение того, как готовить печение, включает эмоцию «поиск» и выключает эмоции страха. Они есть у всех животных и людей. Я упоминаю их в своей книге «Animals Make Us Human» [«Животные делают нас людьми»], и это содержится в сделанном мной докладе о животных в зоопарках.

4. Участвуйте в их терапии, проводимой в форме видеоконференции

© UNICEF/UNI325487/Bajornas

Я серьезно обеспокоена тем, что маленькие дети возраста 2–3 года не могут попасть на занятия с логопедом и получить другие жизненно важные услуги. Так, если 3-летний ребенок останется 6 месяцев без терапии, это может пагубно сказаться на нем. И у данной ситуации нет по-настоящему хорошего решения, поскольку невозможно делать эту работу онлайн, она требует личного взаимодействия один-на-один. Можно попросить специалиста оценить развитие вашего ребенка и попросить совета о каких-то заданиях через онлайн. Но на самом деле этим детям нужно много часов индивидуальной терапии. Недавно я видела следующий вариант: специалист проводил видеоконференцию, в которой родители тренировали ребенка, а сам специалист помогал родителям.

5. Ограничьте подросткам и взрослым с аутизмом просмотр новостей одним часом в день

Сейчас выходит масса новостей. Давайте не смотреть их по утрам. У многих из нас есть работа и другие дела, а детям нужно выполнять школьные задания.

6. Обрисуйте перспективы

Думаю, можно объяснить, что мы пройдем через это как личности, семьи, сообщества и нация. И есть вещи, в которых нам следует быть осторожными: оставаться дома, поддерживать в своих домах чистоту, соблюдать социальное дистанцирование и другие меры безопасности, в том числе мыть руки и использовать антисептик для рук.

© UNICEF/UNI325494/Bajornas

[Детям, обеспокоенным отменой планов, школьных занятий или каникул], вы можете объяснить, что Диснейленд сейчас закрыт. Кинотеатры сейчас закрыты. На днях я проходила мимо кинотеатра, и застекленные места для афиш были пусты. Объясните, что наши мероприятия тоже были отменены. Наша работа и мои доклады были отменены. И вы видите людей, которые не могут оплатить свои счета. Больше всего мне жалко людей, которые стали полными банкротами. У нас бывают бури и наводнения, которые опасны и из-за которых приходится принимать меры предосторожности, и нам приходится этим заниматься прямо сейчас. Но нынешняя ситуация разрешится.

7. Поддерживайте общение и активность — нет квелости!

Я бы посоветовала организовать онлайн общение вашего ребенка с некоторыми школьными друзьями через Zoom или позвонить им по телефону. Это — нечто конкретное и то, чего они могут ждать с нетерпением, и это не стоит денег. Давайте придерживаться нашего расписания. Берите ребенка, который начинает скучать, и ищите серьезную литературу по истории, политике, науке или чему-то еще для поддержания его интереса. И не слоняйтесь вялыми в пижамах.

Представленный выше материал — перевод текста  «Temple Grandin Has Some Great Tips to Help Kids With Autism Cope During the Coronavirus Quarantine».