ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Синдром Дауна – генетический синдром, который определяется наличием в клетках человека дополнительной хромосомы. По статистике, каждый 700-800-ый ребенок на планете появляется на свет с синдромом Дауна. Мальчики и девочки с синдромом Дауна рождаются с одинаковой частотой, а их родители имеют обычный набор хромосом. Наличие этой генетической аномалии и является причиной появления ряда особенностей, вследствие которых ребенок с синдромом Дауна будет развиваться не совсем так, как подавляющее большинство детей его возраста, однако он пройдет те же этапы развития и научится очень многому.

Дети с синдромом Дауна в процессе жизни могут научиться самостоятельно ходить, есть, одеваться, общаться с окружающими и говорить, играть, учиться и дружить со своими сверстниками, заниматься спортом и творчеством. Дети и взрослые с синдромом Дауна гораздо лучше реализуют свой потенциал, если живут дома, в атмосфере любви, а также если у них  есть возможность получать психолого-педагогическую поддержку с самого рождения.

Способы эффективного общения взрослого и ребенка:

  • Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того чтобы взаимодействовать с ребенком, вы должны научиться сдерживать критику и видеть позитивную сторону общения. Тон, которым вы обращаетесь к ребенку, должен демонстрировать уважение к нему как к личности.
  • Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться и отклоняться от него. Будьте дружелюбными и не выступайте в роли судьи.
  • Снизьте контроль. Избыточный контроль над детьми обычно требует особого внимания взрослых и редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спокойное, отражающее реальность планирование способа действия.
  • Поддерживайте ребенка. Взрослый может поддержать ребенка, признавая и его усилия, и достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от поощрения, поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха.
  • Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется неудачным, не нужно отчаиваться, следует остановиться и проанализировать переживания и поступки, как ребенка, так и свои. В результате в следующий раз взрослый будет лучше знать, как поступить в подобной ситуации.
  • Демонстрируйте взаимное уважение. Родители должны демонстрировать доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.

Эти простые правила помогут в повседневном общении более эффективно взаимодействовать с ребенком, что позволит значительно улучшить микроклимат в семье, создать атмосферу доверия, так необходимую для гармоничного развития ребенка.

Развитие детей с синдромом Дауна

Родителей детей с синдромом Дауна волнует социализация ребенка, его вхождение в мир, то, как помочь ему общаться с окружающими, играть со сверстниками, самостоятельно обслуживать себя.

Работа служб ранней помощи направлена на развитие навыков, умений и знаний, относящихся к разным областям развития, таким как общение (включая речь), социально-эмоциональное развитие, познавательная и игровая деятельность, сенсомоторное развитие, навыки самообслуживания. Например, чтобы ходить в детский сад, ребенок должен уметь менять позу и передвигаться по ровной поверхности, вверх и вниз по лестнице, а также:

  • уметь одеваться и раздеваться;
  • уметь есть за общим столом;
  • уметь умываться;
  • уметь пользоваться туалетом;
  • уметь взаимодействовать, общаться и играть со сверстниками;
  • уметь использовать игрушки: брать их, играть и класть на место и т.д.

С новыми тенденциями в обучении и воспитании детей раннего возраста с синдромом Дауна можно познакомиться в статье П.Л. Жияновой «Компетентностный подход к развитию детей раннего и дошкольного возраста».

Двигательное развитие

Физическое развитие малыша с синдромом Дауна проходит определенные этапы, он постепенно овладевает своим телом, учится, находясь в вертикальном положении, удерживать равновесие и справляться с гравитацией. Чем слабее мышечный аппарат, тем труднее нашему телу противостоять земному притяжению.

Для детей с синдромом Дауна характерны определенные отличия в этапах формирования двигательных навыков и их особенности. Эти особенности во многом связаны с низким мышечным тонусом, недостаточной мышечной силой, сниженной мышечно-суставной чувствительностью, повышенной подвижностью суставов и др. Для детей с синдромом Дауна характерны также плохое управление положением различных частей тела в пространстве и недостаточная координация движений.

Чтобы справиться с вышеперечисленными проблемами, дети с синдромом Дауна зачастую используют симметричные и статичные позы.

Специфика порядка и сроков появления различных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна была подробно изучена и описана голландским физическим терапевтом Петером Лаутеслагером в его книге «Двигательное развитие детей раннего возраста с синдромом Дауна. Проблемы и решения», находящейся в свободном доступе на сайте Благотворительного фонда «Даунсайд Ап».

Развитие основных движений у детей раннего возраста с синдромом Дауна

 

Дети с синдромом Дауна

Дети без нарушений развития

Двигательный навык

Средний возраст, мес.

Возрастной диапазон, мес.

Средний возраст, мес.

Возрастной диапазон, мес.

Удерживает голову

5

3-9

3

1-4

Переворачивается

8

4-12

5

2-10

Сидит прямо более 1 мин.

9

6-16

7

5-9

Подтягиваясь, встает

15

8-26

8

7-12

Ходит с поддержкой

16

6-30

10

7-12

Стоит самостоятельно

18

12-38

11

9-16

Ходит без поддержки

19

13-48

12

9-17

Поднимается по лестнице с помощью

30

20-48

17

12-24

Спускается вниз по лестнице с помощью

36

24-60+

17

13-24

Бегает

Прим. 48

Прим. 48

 

 

Подпрыгивает на месте

48 – 60

48 – 60

 

 

 

Многие специалисты, занимающиеся двигательным развитием детей с синдромом Дауна, отмечают, что часто они малоактивны в положениях «лежа на животе» и «лежа на спине», особенно в первые месяцы жизни. Малышам с синдромом Дауна часто в положении «лежа на спине» бывает сложно дотянуться до предметов вверх, им бывает тяжело поддерживать позу «лежа на животе». Поэтому ребенку в положении лежа на спине трудно соединить руки по средней линии тела, а значит – и дотягиваться до предметов, хватать их, тянуть ко рту и исследовать другими способами. 

Положения «лежа на спине» и «лежа на животе» имеют свои особенности: ноги обычно «распластаны» по опоре («поза лягушки»), и ребенку очень тяжело двигать ими. Поза «на животе» ребенку поддерживать сложно: ребенок быстро устает, опускает голову на опору, разводит в сторону ручки. Имеются трудности с переносом веса тела с одной руки на другую в положении «на животе».

Движения ребенка в положениях «лежа на животе» и «лежа на спине» малоактивны, симметричны и характеризуются слабыми поворотами и разворотами туловища. 

Детям с синдромом Дауна сложно поддерживать положение «сидя» с прямой спиной. Для того чтобы сохранить равновесие, дети вынуждены сидеть в симметричной позе и увеличивать площадь опоры (выводят руки на опору, широко расставляют ноги в стороны или садятся по-турецки. Из-за того, что позы ребенка являются симметричными и статичными, им сложно переходить из одной позы в другую (т.к. нет опыта принятия промежуточных несимметричных положений). Дети с синдромом Дауна в положении сидя предпочитают играть одной свободной рукой, используя другую для опоры.

Дети с синдромом Дауна самостоятельно садятся, встают из положения сидя на четвереньки или на ноги, преимущественно используя все четыре конечности для устойчивости и увеличения площади опоры. Во время ходьбы дети широко расставляют ноги и не ротируют туловище, вследствие этого походка выглядит неловкой.

Как можно стимулировать двигательное развитие ребенка с синдромом Дауна

  • Необходимо обеспечивать ребенку удобную стабильную позу для взаимодействия и игры.
  • Первоначально при освоении каждого нового положения следует учить малыша поддерживать симметричную позу. Например, если малыш сидит на стульчике за столом, его ноги обязательно должны иметь опору, бедра – располагаться на сидении естественным образом (возможно, его тело придется зафиксировать широкой повязкой так, чтобы он не сползал вперед и вниз). Чтобы ребенок держал спину прямо, столик должен находиться на удобной высоте (малыш не должен тянуться к нему вверх или наклоняться вниз; кроме того, у ребенка должна быть возможность опереться на столик предплечьями и локтями, если он устал сидеть без такой опоры). Если ребенок играет на полу, обязательно наблюдайте за тем, как он сидит, для того, чтобы поправить позу малыша, если он «сложился пополам» или «закрутил ножки кренделем». Достаточно взять его за плечи и плавным движением отклонить верхнюю часть его тела назад до тех пор, пока он не вытянет ноги. Если вы видите, что ребенок устал сидеть, обеспечьте ему возможность ненадолго прислониться к чему-то спиной, но, ни в коем случае, не приучайте его все время сидеть с такой опорой: мышцы обязательно надо тренировать!
  • Когда новое положение освоено, то рекомендуется переходить от симметричных поз к асимметричным, создавая такие ситуации, которые бы побуждали ребенка к асимметричным движениям и положениям.
  • Помните, что развитие двигательных навыков наиболее эффективно в тех случаях, когда движения мотивированы и ассоциированы с опытом. Наиболее результативно это, когда обучение двигательным навыкам включено в повседневную активность малыша и его семьи.
  • Для детей с синдромом Дауна характерна еще одна особенность –повышенная подвижность суставов. Это значит, что сустав недостаточно надежно закреплен в суставной сумке и обладает несколько большей подвижностью, нежели у обычного человека. Только не следует думать, что в этом случае суставы то и дело выкручиваются. Вовсе нет, хотя определенная осторожность, конечно, необходима, пока малыш не вырастет и не научится сам владеть своим телом.

 

Полезные материалы с сайта downsideup.org

 

Материал подготовлен специалистами Ресурсного центра раннего вмешательства