КАК РАЗВИВАТЬ СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ И СТИМУЛИРОВАТЬ СЛУХ У РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

При рождении ребенка его слух, как и его зрение, несовершенен. У малыша недостаточна слуховая чувствительность, так как полость среднего уха заполнена жидкостью, а это затрудняет передачу звуковых колебаний. По мере роста и развития малыша острота его слуха и слуховое восприятие улучшаются.

Как развивается слух у младенцев в норме?

При рождении. Ребенок слышит громкие звуки – телефонный звонок, игра на музыкальном инструменте, крик – и реагирует на них (вздрагивает, замирает, моргает, меняет ритм сосания).

1 месяц. Ребенок узнает голос матери, начинает различать тембр, высоту и громкость звука, пытается связать слуховые и зрительные впечатления.

2 месяца. Ребенок прислушивается к новым звукам на фоне остальных, слушает музыку, улыбается, когда слышит голос взрослого.

3 месяца. Ребенок слышит звуки обычной разговорной речи и реагирует на них – поворачивает голову сторону источника звука. Внимательно смотрит на предмет, издающий звук. Появляются гуление и комплекс оживления.

6 месяцев. Ребенок слышит тихие звуки – шепот, внимательно прислушивается к различным звукам, меняет поведение при различной интонации или силе звука. Учится находить глазами источник звука. Связывает слуховые и зрительные впечатления. Начинает формироваться лепет.

9 месяцев. Ребенок накапливает словарь звуков, пытается их воспроизвести, постепенно звуки начинают принимать характер элементов слова. Начинает понимать значения отдельных слов: замирает, когда ему говорят «нельзя», «подожди», выполняет отдельные действия по просьбе (дай, на, пока, ладушки). Реагирует на вопрос «Где?» и находит взглядом или указывают рукой на знакомый предмет, когда взрослый спрашивает. Откликается на свое имя.

К 1 году. Ребенок сигнализирует взрослым о своих желаниях или требованиях, используя при этом уже не только крик или плач, но и простые слова, звукоподражания, мимику, жесты (нет – качание головой, жесты «дай», «пока», «ладушки»). Лепет становится все более сложным, по ритмике и интонации напоминая уже речь окружающих. Слоги лепета становятся все более разнообразными, появляются сочетания из разных слогов. Появляются простые слова и звукоподражания. Ребенок наблюдает за действиями, речью взрослых, имитирует вслед за близкими людьми различные действия и звуки. Начинает двигаться под музыку.

Если медицинский работник или родители отмечают отставание у ребенка слуховых и голосовых реакций, то нужно понаблюдать за ним более тщательно и обследовать. Если специалист выявит отставание навыков слухового восприятия у младенца, он может дать родителям рекомендации по слуховой стимуляции.

Как стимулировать слух у ребенка?

Новорожденные дети еще не способны захватить и удержать игрушку. Поэтому для того, чтобы малыш учился обращать внимание на свои ручки и ножки и связывать появление новых звуков с их движениями, можно на несколько минут в день надевать ему на запястья и щиколотки детские яркие браслеты с «колокольчиками». Родители могут помочь ребенку рассмотреть на ножках или ручках яркие браслетики, вызвать звон колокольчиков при их движении. Со временем малыш учится связывать движения ножек или ручек со звоном колокольчиков, а затем и специально двигает ими, чтобы вызвать звук.

Учите малыша искать источник звука глазами. Для этого следует сначала познакомить малыша с игрушкой, которую он будет искать по звуку: покажите ее ребенку, дайте потрогать ее, покажите ему, какой звук можно из нее извлекать. Основное условие – чтобы малыш не боялся данного звука. Если ребенку игрушка знакома и интересна, попробуйте расположить ее таким образом, чтобы он ее не видел, затем начните извлекать из нее звук. Не торопите малыша, дайте ему время на то, чтобы он нашел слуховой стимул. Если вы видите, что ребенок сосредоточился при звуке игрушки (останавливается, замирает), но не может пока локализовать звук в пространстве, помогите ему найти звучащую игрушку, повернув головку в сторону стимула.

Аналогичным образом можно действовать, когда взрослый начинает заговаривать с малышом, но не находится при этом в его поле зрения: повторите обращение к ребенку, измените интонацию, тембр, высоту, громкость голоса, проследите за его реакцией, помогите малышу повернуть голову в сторону голоса.

Проследите, чтобы стимулы и игрушки, которые окружают ребенка, были разнообразными по звучанию.

Довольно часто встречаются ситуации, когда ребенок не реагирует на тихие звуки не потому что он их плохо слышит, а потому что он не привык выделять тихие звуки среди общего фона звуков среды, особенно в условиях, когда среда перенасыщена ими (постоянная музыка или другие звуки как фон). В этих случаях рекомендуется устранить постоянный звуковой фон, постараться заинтересовать ребенка отдельными звучащими стимулами, своей речью при игре, общении.

Какие игры можно использовать для стимуляции слуха?

  1. Игра с простыми музыкальными игрушками, которые могут издавать мелодичные звуки или проигрывать простые мелодии при нажатии на крупную кнопку или подтягивании за шнурок. Они издают тихие мелодичные звуки или проигрывают простые мелодии. Часто в таких игрушках звуки мелодии сопровождаются загоранием лампочки или движением деталей, то есть, слуховые стимулы подкрепляются еще и зрительными, что значительно облегчает установление ребенком причинно-следственной связи между его собственным действием и полученным результатом.
  2. Игра с бубном, барабаном, ксилофоном, трещотками, маракасами и другими музыкальными инструментами. Можно акцентировать внимание ребенка на различную громкость звуков (стучать тихо и громко), на различный ритм стучания (показывать, что можно стучать по бубну в разном ритме).
  3. Игра с предметами и игрушками, издающими необычные, интересующие малыша звуки (шелест, шуршание, журчание, пересыпание и так далее).
  4. Игра с более сложными музыкальными инструментами (пианино, кастаньеты, треугольник, дудки).
  5. Игры с простыми потешками, песенками, стихами, с подкреплением слов определенными жестами и действиями. Можно петь малышу песенки, рассказывать короткие простые стишки-потешки во время различных повседневных действий и перед ними (при умывании, переодевании, кормлении, укладывании спать). Родители могут сами придумывать слова песенок и напевать их на различные мелодии, а можно воспользоваться словами знакомых стихов, потешек, песен.
  6. Когда ребенок начинает произносить звуки, родители могут отвечать им такими же звуками. Возможно, что малыш «ответит» маме и папе, повторяя эти же звуки вслед за взрослыми. Повторение звуков за малышом вдохновляет его к гулению и лепету еще больше, стимулирует ребенка к развитию слухового внимания. Играя таким образом с ребенком, родители могут добавлять новые звуки или слоги (му-му, бу-бу, ва-ва и др.). Часто малыш учится повторять за родителями новые звуки и слоги.
  7. Игры с центром активности. Удобно расположитесь с ребенком на полу или за столом, рассмотрите с ним центр активности.
  8. Покажите малышу, что можно делать с помощью игрушки. Сопровождайте демонстрацию действий имитирующими звуками (тук-тук, шух-шух, би-би, др-др, тпру и т.д.). Предложите малышу повторить звуки и действия с игровым центром, а сами комментируйте его. Если у ребенка не получается повторить нужное действие, помогите ему, направляя его ручку своей рукой, при нажимании, кручении, перемещении деталей центра активности.

Помните, что только в общении развивается слуховое внимание, понимание речи, появляются речевые навыки.

 

Материал подготовлен специалистами Ресурсного центра раннего вмешательства.

Фото: Рixabay.com