Некоторыми советами о необходимости раннего обследования зрения у детей и организации эффективного взаимодействия взрослых с детьми, имеющими особенности зрения, делятся специалисты.
Особое значение специалисты придают ранней диагностике нарушений зрения. Первый раз посетить офтальмолога необходимо еще с новорожденным. Это поможет определить наличие таких серьезных дефектов, как глаукома, катаракта, нистагм и врожденное косоглазие.
А как же подготовить к школе ребенка с нарушениями зрения?
Сейчас практически во всех крупных городах есть специализированные детские сады, учебно-педагогические комплексы «ясли-сад – начальная школа», куда врачи-офтальмологи направляют детей с нарушениями зрения.
Общий девиз специализированных детских садов – «Играя, лечимся». Занятия в них проводятся по специальной методике, позволяющей развивать зрительное восприятие детей. При этом специальные игры и упражнения стимулируют и активизируют зрение. К тому же все дидактические игры и задания подбираются индивидуально, в зависимости от зрения ребенка. Параллельно с детьми занимаются коррекцией нарушений речи, осязания, а также развивают движения пальцев и кистей рук.
Педагоги учат детей специальным навыкам, которые облегчают их повседневную жизнь. Даже здоровый ребенок не всегда успешно справляется с чисткой зубов. Детей с нарушениями зрения обучают особому приему чистки зубов, при котором пасту выдавливают не на зубную щетку, а в рот, что позволяет лучше рассчитать количество пасты и не ронять ее в ванну. Дети приобретают и особые навыки безопасности.
Квалифицированную помощь можно получить не только в специализированных детских садах, но и в консультативно-лечебных группах с кратковременным пребыванием (от одного до 4-х часов в сутки) и в центрах коррекции зрения.
Рекомендации по обучению, воспитанию и развитию детей с нарушениями зрения:
- Родителям необходимо постоянно поддерживать интерес ребенка к лечению, которое весьма продолжительно.
- Дети с нарушениями зрения неправильно понимают слова, так как слабо соотносят их с реальными объектами, поэтому им необходима квалифицированная логопедическая помощь.
- Нужно обращать внимание детей на разнообразные звуки: как шумит машина, работает холодильник, течет вода, шумит ветер и т. п.
- Обучая ребенка какому-либо действию, необходимо многократно повторять действие «рука в руку», вырабатывая автоматизм. Особенно это важно для незрячих и слабовидящих детей.
- Полученные навыки важно поддерживать постоянно.
- Для детей с косоглазием и амблиопией огромное значение имеет развитие стереоскопического зрения. Весьма эффективны в этом случае такие игры, как настольный теннис, бадминтон, баскетбол, волейбол, городки. Эти игры требуют от детей оценки глубины пространства, удаленности предметов и расстояния между ними.
- Для слабовидящих детей больше подойдут настольные игры: бильярд. футбол, хоккей, с помощью которых дети смогут тренироваться в определении удаленности объектов в пространстве относительно себя и других объектов, расстояния между ними.
- Катание на велосипеде также доступно и полезно детям с нарушениями зрения, естественно, под контролем взрослых.
- Всем детям с нарушениями зрения полезно играть с различными крупными конструкторами для закрепления бинокулярного и развития стереоскопического зрения.
Автор: Наталья Воронина.
Материал опубликован на сайте Asabliva.by.
Фото: Unsplash.com.