РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Некоторыми советами о необходимости раннего обследования зрения у детей и организации эффективного взаимодействия взрослых с детьми, имеющими особенности зрения, делятся специалисты.

Особое значение специалисты придают ранней диагностике нарушений зрения. Первый раз посетить офтальмолога необходимо еще с новорожденным. Это поможет определить наличие таких серьезных дефектов, как глаукома, катаракта, нистагм и врожденное косоглазие.

В два-три года, как правило, впервые проверяют остроту зрения ребенка, диагностируют косоглазие и амблиопию.
С трех до семи лет у детей развивается способность четко видеть на разных расстояниях, так называемая аккомодация. В этот период особенно важно, чтобы у ребенка во время занятий было хорошее освещение, чтобы он излишне не переутомлял глаза, использовал книжки с крупным шрифтом. Детям, у которых плохо развита аккомодация, а зрительные нагрузки чрезвычайно велики, грозит близорукость. Затем зрение проверяют непосредственно перед поступлением в школу, а далее — в 11-12 и в 14-15 лет.
 
 
Очень важно при этом обследовать детей у офтальмолога в полном объеме: проверить бинокулярные функции, цветовое зрение, определить и уточнить рефракции. Ранняя диагностика позволяет не только выявить заболевание, но и предотвратить с помощью психологов и педагогов отклонения в развитии. Ведь резкое снижение остроты зрения ограничивает процесс познания окружающего мира, влияет на развитие речи, памяти, воображения.
 
Плохое зрение сказывается на понимании и осмыслении детьми окружающего, они не видят вообще или очень плохо видят высотные здания, птиц, деревья, мир насекомых и многое другое, плохо ориентируются в пространстве. Двигательная активность таких детей также ограничена, поэтому большинство из них страдает гиподинамией, нарушениями осанки, плоскостопием, снижением функциональной деятельности дыхания и сердечно-сосудистой системы. Подобная ситуация порождает серьезные психологические проблемы как у детей, так и у их родителей. Очень часто родители стремятся максимально облегчить ребенку жизнь, ограничивая детскую самостоятельность и предлагая свою помощь. Другая крайность — родители как бы не обращают внимания на заболевание ребенка, требуя от него слишком многого. И в том и в другом случае у детей развиваются психологические комплексы, которые усугубляются длительностью лечения. Поэтому очень важно помочь ребенку эффективно использовать осязание, слух, двигательно-тактильную чувствительность, что в какой-то мере компенсирует недостаток зрения.

А как же подготовить к школе ребенка с нарушениями зрения?

Сейчас практически во всех крупных городах есть специализированные детские сады, учебно-педагогические комплексы «ясли-сад – начальная школа», куда врачи-офтальмологи направляют детей с нарушениями зрения.

Общий девиз специализированных детских садов – «Играя, лечимся». Занятия в них проводятся по специальной методике, позволяющей развивать зрительное восприятие детей. При этом специальные игры и упражнения стимулируют и активизируют зрение. К тому же все дидактические игры и задания подбираются индивидуально, в зависимости от зрения ребенка. Параллельно с детьми занимаются коррекцией нарушений речи, осязания, а также развивают движения пальцев и кистей рук.

Педагоги учат детей специальным навыкам, которые облегчают их повседневную жизнь. Даже здоровый ребенок не всегда успешно справляется с чисткой зубов. Детей с нарушениями зрения обучают особому приему чистки зубов, при котором пасту выдавливают не на зубную щетку, а в рот, что позволяет лучше рассчитать количество пасты и не ронять ее в ванну. Дети приобретают и особые навыки безопасности.

Квалифицированную помощь можно получить не только в специализированных детских садах, но и в консультативно-лечебных группах с кратковременным пребыванием (от одного до 4-х часов в сутки) и в центрах коррекции зрения.

Рекомендации по обучению, воспитанию и развитию детей с нарушениями зрения:

  1. Родителям необходимо постоянно поддерживать интерес ребенка к лечению, которое весьма продолжительно.
  2. Дети с нарушениями зрения неправильно понимают слова, так как слабо соотносят их с реальными объектами, поэтому им необходима квалифицированная логопедическая помощь.
  3. Нужно обращать внимание детей на разнообразные звуки: как шумит машина, работает холодильник, течет вода, шумит ветер и т. п.
  4. Обучая ребенка какому-либо действию, необходимо многократно повторять действие «рука в руку», вырабатывая автоматизм. Особенно это важно для незрячих и слабовидящих детей.
  5. Полученные навыки важно поддерживать постоянно.
  6. Для детей с косоглазием и амблиопией огромное значение имеет развитие стереоскопического зрения. Весьма эффективны в этом случае такие игры, как настольный теннис, бадминтон, баскетбол, волейбол, городки. Эти игры требуют от детей оценки глубины пространства, удаленности предметов и расстояния между ними.
  7. Для слабовидящих детей больше подойдут настольные игры: бильярд. футбол, хоккей, с помощью которых дети смогут тренироваться в определении удаленности объектов в пространстве относительно себя и других объектов, расстояния между ними.
  8. Катание на велосипеде также доступно и полезно детям с нарушениями зрения, естественно, под контролем взрослых.
  9. Всем детям с нарушениями зрения полезно играть с различными крупными конструкторами для закрепления бинокулярного и развития стереоскопического зрения.

Автор: Наталья Воронина.

Материал опубликован на сайте  Asabliva.by.

Фото: Unsplash.com.