ИСТОРИЯ АГАТЫ

РАННЕЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО МЕНЯЕТ ЖИЗНЬ АГАТЫ

© UNICEF/UN0218163/Noorani

Стигма. Социальная изоляция. Ограниченный доступ к услугам.

Все это – реальность для примерно 5,1 миллионов детей с инвалидностью в регионе Европы и Центральной Азии. Мы проведем день с трехлетней Агатой и посмотрим, как занятия в Центре раннего вмешательства в Минске, а также забота и поддержка близких и специалистов меняют жизнь детей в Беларуси.

© UNICEF/UN0218156/Noorani

Трехлетняя Агата – одна из 30,000 детей с инвалидностью, которые сегодня живут в Беларуси.

В 8 месяцев у нее диагностировали ДЦП и частичную атрофию зрительного нерва. Сегодня Агата учится ползать и открывает мир вокруг себя с помощью любящей мамы и специалистов минского Центра раннего вмешательства, который работает при поддержке ЮНИСЕФ.

© UNICEF/UN0218162/Noorani

Агата начинает свое утро с упражнений на фитболе – он помогает развить вестибулярный аппарат. Мама Агаты, Екатерина, всегда готова ее поддержать и вдохновить. Когда Агата родилась, значительная часть ее мышц были хронически напряжены (гипертонус мышц), поэтому многие упражнения направлены на то, чтобы их расслабить. «Сейчас дела обстоят намного лучше, и единственная часть тела, где зажатые мышцы сохранились, – это ее правая рука», — говорит Екатерина.

© UNICEF/UN0218164/Noorani

Агата обожает смотреть музыкальные клипы. Они позволяют ей сфокусировать взгляд и сконцентрироваться. Бряцанье цепочек, как и музыкальные ритмы, помогают развить сенсорные ощущения и любознательность. Агата редко бывает одна – ее подружка мальтийская болонка Элла всегда готова к играм и объятиям.

© UNICEF/UN0218167/Noorani

Некоторые отцы не могут справиться с осознанием того, что у их ребенка инвалидность, и часто уходят из семьи, оставляя матерей в одиночку воспитывать детей с особыми потребностями. Но только не в случае папы Агаты: он поддерживает жену и дочь и работает даже по выходным, чтобы обеспечить семью.

© UNICEF/Noorani

До обеда Агата посещает Центр раннего вмешательства в Минске. Сегодня она учится переворачиваться, ползать, различать цвета.

ЮНИСЕФ поддерживает 28 аналогичных центров по всей Беларуси; в каждом из них специалисты помогают развить моторные функции и когнитивные навыки детей с особенностями развития. Родители всегда принимают участие в занятиях. Специалисты Центра помогают семье составить индивидуальный план поддержки, который охватывает все сферы жизни ребенка.

© UNICEF/Noorani

«Этот Центр – одно из немногих мест, где Агата чувствует себя как дома и спокойно общается с другими людьми. Специалисты дают много полезных советов, и в результате я вижу, что Агата счастлива», — рассказывает Екатерина, пока дочка смеется вместе с Ольгой и Светланой — педагогами Центра раннего вмешательства.

© UNICEF/UN0218165/Noorani

Несмотря на значительные улучшения в развитии, у Агаты едва ли есть возможность посещать детский сад. В Беларуси лишь немногие детские сады готовы принять детей с инвалидностью. Чтобы решить эту проблему, ЮНИСЕФ помогает правительству Беларуси создать всестороннюю систему поддержки семей, где растут дети с инвалидностью, развивая не только сеть центров раннего вмешательства, но и в целом способствуя развитию системы инклюзивного образования.  

© UNICEF/UN0218171/Noorani

Вторую половину дня Агата проводит со Светой, тренером по плаванию, которая проводит специальные занятия в бассейне для детей с инвалидностью. Света научила Агату обниматься: сперва, чтобы та могла удерживать свое тело над водой, а потом – и выражать свои чувства.

© UNICEF/UN0218171/Noorani

Занятия в воде стимулируют развитие мышления и физических навыков Агаты. Пока Света поет детские песенки, а брызги разлетаются вокруг, заливной смех Агаты наполняет зал. Благодаря занятиям в Центре раннего вмешательства и бассейне, вкупе с родительской заботой, Агата делает бόльшие успехи, чем дети, у которых нет доступа к подобного рода занятиям.

© UNICEF/UN0218161/Noorani

Уставшая, но довольная, Агата возвращается домой, чтобы вздремнуть и поиграть с папой. Любовь и забота родителей, вместе со всесторонней системой поддержки– вот верный способ помочь ребенку достигнуть своего максимального потенциала.

Принятие в обществе – все еще проблема для людей с инвалидностью в Беларуси. Но по мере развития инклюзивных услуг и раннего вмешательства, а также повышения осведомленности о проблеме детской инвалидности в обществе, негативное отношение к людям с инвалидностью начинает меняться, и в будущем дети с инвалидностью смогут жить максимально полной жизнью.

Материал опубликован на сайте ЮНИСЕФ.