Когда тебе меньше трех лет, ты просто играешь. В те игры, что есть под рукой. Так, как умеешь. Вот и София играет. Но она не знает , как много людей из Центра раннего вмешательства помогают ей в этом. И что эти игры влияют на ее развитие и меняют вектор ее жизни.
София играет. Прячет свои ножки в разноцветном море пластмассовых шариков сухого бассейна. Шарики весело перекатываются и приятно шуршат. А ножки, как на волнах, то исчезают, то появляются. София смотрит на маму и улыбается — беззаботно и радостно. И мама улыбается — тепло и с любовью. Год назад, когда они впервые пришли в эту комнату в Центре раннего вмешательства в 3 детской поликлинике в Минске, мама Оля тоже улыбалась. Но тревожно.
«У нее не было понимания моей речи»: как мама узнала про Центр раннего вмешательства
— Софии был год и девять месяцев, когда мы обратились в Центр. Меня волновало, что София мало говорит, не всегда понимает, о чем я ее прошу. Мне казалось, что у нее отсутствует понимание моей речи. Обычно ребенок в этом возрасте произносит достаточное количество слов и реагирует на простые просьбы «принеси мяч», «принеси юлу». А мой ребенок не делал этого (а если делал, то нужно было повторить несколько раз ). — вспоминает Ольга, мама Софии.
Помимо этого, в более раннем возрасте, София не спешила осваивать двигательные навыки по возрасту: вовремя не садилась самостоятельно, не начинала ходить самостоятельно. Сначала родители ждали, потом тревожно ждали, потом был курс массажа, потом — второй, но, к сожалению, к должному результату это не приводило.
После очередного курса реабилитации, при выписке среди прочих рекомендаций, врачи порекомендовали обратиться в Центр раннего вмешательства по месту жительства.
Сейчас в Беларуси работают 40 Центров раннего вмешательства для детей от 0 до 3 лет. Они созданы под руководством Министерства здравоохранения, при техническом содействии Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) и финансовой поддержке Правительства Российской Федерации. Центры раннего вмешательства помогают родителям и детям с нарушением в развитии или риском появления таких нарушений.
«Я боялась упустить момент»: как София попала в Центр раннего вмешательства
София играет. Вот-вот на всех парусах понесется на машине покорять вершины мира — игровой комнаты Центра раннего вмешательства.
А мама вспоминает, с каким трудом они покоряли другие вершины: «ползать», «стоять» и «ходить». Когда в полтора года София сделала свои первые шаги, мама выдохнула. Но ненадолго.
— Для меня так важно было ее моторное развитие, что все мое внимание было направлено на это. А когда она начала ходить, я стала смотреть на другие навыки, выяснять, что еще мы не умеем. — смеется Ольга.
Но тогда было не до смеха. Ольга обратила внимание, что игра Софии — это разбрасывание игрушек или их выкладывание в ряды. Вместо слов — растяжное пропевание одного звука. Стало понятно, что речь София не понимает.
— Хоть и говорят «не сравнивайте детей», но ты приходишь на детскую площадку и все равно сравниваешь. Видишь, что один ровесник твоего ребенка залезает на горку, второй кричит «мама, мама», а твой сидит в песочнице и не обращает внимания ни на кого. Это пугает. — вспоминает Ольга.
Что делать, было непонятно. Ольга водила Софию в частные центры раннего развития, обучалась сама на онлайн курсе по развитию детей. Эффекта не было. Все вокруг говорили: «Не придумывай, подожди». Но Ольга видела — «что-то не то». Куда обращаться за помощью, не знала. В итоге позвонила в Центр раннего вмешательства.
— Я боялась. Думала, меня не примут без направления. Боялась, что все решат, что у меня проблемный ребенок. Боялась, что обнаружится что-то плохое. Но еще больше я боялась упустить момент, дотянуть до того, когда Софии уже сложнее будет помочь. — говорит Ольга.
Специалисты Центра с ней согласны.
— Возраст до 3 лет — это “золотой период” для эффективного вмешательства и достижения высоких результатов в развитии ребенка. За счет естественной пластичности мозга, у нас есть высокие шансы научить мозг работать по-другому, закрепить имеющийся позитивный опыт, компенсировать выявленное отставание в развитии, а по возможности полностью его нивелировать. Чем раньше родители обращаются за помощью, чем активнее включаются в совместную работу, тем быстрее достигается эффект. — объясняет Елена Лепешко, врач-детский невролог, заведующий Центром раннего вмешательства Октябрьского района, сертифицированный специалист по выявлению нарушенией развития и поведения у детей раннего возраста.
На первичном приеме, в ходе экспертной оценки, а также после применения диагностических методик, серьезных нарушений в развитии у Софии не было выявлено. Было принято решение взять Софию в программу наблюдения.
— Я успокоилась. Ситуацию взяли под контроль. Я больше не была одна. — вспоминает Ольга.
Обратиться в Центр раннего вмешательства могут родители ребенка в возрасте до 3-х лет с любым возникшим вопросом, связанным с развитием ребенка (проблемы с речью,не отзывается на имя, с приучением к горшку, страх чужих людей, отставания в двигательной сфере (ребенок не переворачивается, не сидит, не ходит и т.п.). Обращаться можно самостоятельно. Но также специалисты (врачи, педагоги ) выдают направление детям с выявленными нарушениями развития или тем, кто находится в группе риска по возникновению нарушений (недоношенные дети, дети, перенесшие врожденную пневмонию, асфиксия при рождении и пр.) Помощь в центре оказывается на бесплатной основе и закреплена территориально за каждым центром.
Первоначально София находилась на программе ранней помощи — “мониторинге”. В такой программе родители получают ежемесячные консультации в очном и онлайн формате, с подробными рекомендациями разбором волнующих тем, а также оценивается уровень развития ребенка и степень достижения поставленных целей. Такая программа применима при наличии у ребенка незначительного отставания или локальной проблемы (например, приучение к горшку) и обычно этого достаточно, чтобы выровнять ситуацию.
Однако, в случае с Софией, на одной из очередных встреч, специалистами центра было принято решение изменить вид программы программы ранней помощи и добавить очные индивидуальные занятие, а также визиты на дом к Софии.
Психолог и дефектолог приезжали на дом, постоянно были на связи онлайн, а также София еженедельно посещала занятия в Центре. Параллельно Мама Оля регулярно отправляла специалистам видео из их повседневной жизни: как кушают, как гуляют, как укладываются спать, как вместе играют дома и много другое. Исходя из увиденного, специалисты давали рекомендации, разбирали возникающие трудности, а также имели возможности в повседневной жизни Софии организовывать развивающую среду для нее.
«Это был прорыв»: как изменился дом Софии
София играет. Теперь уже — в другой комнате, у психолога. Гладит одежду, готовит еду.
— София, давай закроем кастрюльку крышечкой! — предлагает «тетя Надя» — психолог центра Надежда Булавицкая. София послушно закрывает.
Мама счастливо улыбается. Она еще помнит острую радость от осознания того, что твой ребенок тебя понимает.
— Это был прорыв. Почти сразу, как нами стали регулярно заниматься, София стала понимать речь, произносить свои первые слова. Какое-то время мы с мужем не могли нарадоваться и целыми вечерами «эксплуатировали» ребенка: «София, закрой дверь. София, выключи свет». — смеется Ольга — А она сразу почувствовала себя нужной и важной.
Это случилось не потому, что специалисты Центра — волшебники. А потому что родители Софии активно включились в работу.
— Главное развитие у детей до трех лет происходит в их естественной среде — дома, в комфортной и привычной обстановке. Поэтому наша работа строится на тесном взаимодействии с родителями, чтобы они могли перенимать и применять полученные знания самостоятельно дома. — объясняет психолог Центра Надежда Булавицкая.
— Я думала: что тут такого — одевается и одевается. А оказалось, что мы совершали промахи. Например, наша задача была в том, чтобы заинтересовать и замотивировать Софию участвовать вместе с нами во всех повседневных делах дома, научить быть более самостоятельной. Но когда мы одевались, я сажала ее себе на колени. А нужно было, чтобы она села на стульчик и принимала активное участие в процессе одевания: протягивала руку, чтобы надеть кофточку, натягивала штанишки под эмоциональные поощрения мамы, застегивала липучки на своих ботинках. — вспоминает Ольга.
Психолог Центра объясняет, почему все это так важно:
— Часто родители обращаются к нам с одной проблемой, например «ребенок не говорит». Но не видят, что у ребенка есть отставание в других сферах. А в развитии навыков и умений у ребенка взаимосвязаны, все происходит поэтапно. Поэтому изначально необходимо сформировать умения в одной из областей развития , (мелкая моторика ,познавательная деятельность и игра ) и только в последующем активно заниматься речевым развитием..
Специалисты работали со всеми сферами жизни в семье. Например, из расписания Софии полностью исчезли экраны, коляска — прогулки стали пешими. Спать она переехала в свою комнату, где у нее появилась личная игровая зона.
Не сразу получилось все, но специалисты помогали.
— Если бы на меня давили, я бы зажалась. Но они всегда хвалили и поддерживали. Это вдохновляло не опускать руки и бросать начатое, а двигаться дальше.
В междисциплинарную команду Центров раннего вмешательства входят врачи (невролог, педиатр,врач реабилитолог ), педагоги (учитель-дефектолог), психологи, инструкторы по физической реабилитации. Как минимум два из них присутствуют на первичном приеме. Во время первичного приема специалисты предварительно определяют, на каком этапе развития находится ребенок в данный момент, какой объем помощи необходим ребенку и в каком формате она ему будет оказана Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа раннего вмешательства , определяются ближайшие цели развития, по достижение которых ставятся новые задачи.
«Мне объяснили, как играть»: как изменились игрушки Софии
София играет. Теперь — заботится о животных, которые «живут» у «тети Светы» — дефектолога Светланы Казей. Они засиделись в своих домиках настольной игры, за закрытыми дверцами.
— Тук-тук-тук! Кто тут? Собачка! Ав, ав! София, открывай домик! — радостно предлагает «тетя Света». София повторяет все ответственно и старательно.
Еще год назад большинство игрушек Софии были пищалками, гремелками или музыкальными игрушками. Они нравились девочке, и родители их покупали. Правда, играла с ними София мало: постучит и бросит.
— Но мне объяснили, как играть, во что играть. Сейчас я уже сама понимаю, какая игрушка для чего: на координацию движения, развитие речи, мелкую моторику, крупную моторику и так далее. И слежу за балансом — чтобы мы играли в разные игры и правильно.
Игрушки Софии теперь совсем другие. Они разложены по тематикам. Есть столик, подобранный по росту, пространство в комнате зонировано, убрано все лишнее и не подходящее по возрасту. София играет совсем иначе: внимательно, увлеченно, привлекает близких к совместной игре. Осваивает сюжетно-ролевые игры — самый сложный вид игровой деятельности.
В центре раннего вмешательства используют разные формы работы. Специалисты выезжают на дом, консультируют онлайн, проводят индивидуальные и групповые занятия с детьми, непосредственно в самом Центре.
«Как же это хорошо — чувствовать, что ребенок становится тебе другом»: как изменилась жизнь Софии
София играет. Укладывает куклу спать. Когда та уснет, можно будет заканчивать занятие. В следующий вторник она приедет сюда снова: 20 минут заниматься с дефектологом, 20 — с психологом. Потом мама будет общаться с ними еще 20 минут. Эти занятия нужны не только Софии — на них мама получает знания, поддержку, разбирает трудности, с которыми сталкивается дома, получает развернутые ответы на волнующие ее вопросы.
— Скоро Софии исполнится три года, и мы уже будем прощаться. Мне будет не хватать этих встреч — улыбается Ольга. — Но я уже понимаю, что делать дальше, куда двигаться и в каком направлении. У меня накоплен опыт знаний и умений, которые я могу самостоятельно применять.
Задумываясь о том, что было бы, не будь в их жизни Центра, Ольга грустнеет.
— Думаю, мы не смогли бы достичь таких успехов самостоятельно. Мы не изменили бы в нашей жизни все настолько кардинально. У нас до сих пор были бы непонятные игры, крики. Не думаю, что мы попали бы в обычный детский сад. И дальше все это — как снежный ком. Теперь заложилась основа для ее успешного будущего.
В сентябре София пошла в детский сад, в обычные ясли. Там уже учится дружить и играть вместе с детьми. И хоть еще есть над чем работать и у Софии не так много слов, как хотелось бы маме, но специалисты за нее спокойны. Друзья, школа, университет — все это вполне осязаемое будущее для Софии. А ведь совсем недавно оно казалось недостижимым.
Мама с трепетом радуется успехам дочери. Рассказывает, как недавно София сама догадалась становиться на стульчик, чтобы что-то достать. Или с каким важным видом она теперь «водит» родителей в развлекательный центр, а потом — в кафе.
— Я уже знаю, что к цели надо идти мелкими шажками. Психические процессы формируются,знания и опыт накапливаются и потом она «выдает» что-то. Наблюдать, как она становится самостоятельной и такой деловой — такая радость. Как же это хорошо — чувствовать, что ребенок становится не просто тем, кого нужно накормить, одеть, обучить, а становится другом, который тебя понимает и может вместе с тобой вовлекаться в разные занятия. — улыбается мама.
София уложила куклу спать и бежит к двери. За ней ее ждет любимый дедушка, который души не чает во внучке. Сейчас он отвезет ее в сад, а вечером София будет играть с мамой. О том, что сразу несколько специалистов учили маму правильно организовать ей игры, пространство для них, девочка не знает. Не знает она и сколько трудностей, переживаний, надежд стоит за этими играми и результатами. Сколько побед уже случилось, и сколько еще впереди.
София просто играет.
Занятия в Центрах раннего вмешательства бесплатные. Адреса и контактные телефоны Центров раннего вмешательства можно найти здесь.