Инклюзивное образование в Беларуси: как будущих педагогов готовят к работе с детьми с инвалидностью

С каждым годом  все больше возможностей для совместного обучения  детей с особенностями психофизического развития и инвалидностью и их сверстников открывается в школах и детских садах Беларуси. Это требует от будущих педагогов и воспитателей готовности работать со всеми детьми. 

Каждый ребенок достоин того, чтобы чувствовать себя равноправным членом общества. Многие дети с особенностями психофизического развития и  инвалидностью могут наравне со всеми получать образование, активно участвовать в жизни детского сада или школы, общаться со сверстниками и строить планы на будущее. Но для любого педагога появление в классе ребенка с инвалидностью – волнительный момент. Выстроить атмосферу принятия, правильно преподнести эту тему детям и родителям, организовать учебный процесс так, чтобы все участвовали в нем на равных – для многих это становится по-настоящему профессиональным вызовом. Особенно, когда нет необходимых знаний, опыта, есть определенное личное отношение к теме инвалидности, не хватает адаптированных учебных материалов или ассистивных технологий – специальных устройств, которые позволяют детям с инвалидностью читать, писать, запоминать, ходить, видеть, слышать и общаться. 

Именно поэтому в 2023 году в белорусских университетах, в которых готовят будущих педагогов, ввели учебную дисциплину «Инклюзивная образовательная практика», разработанную Институтом инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка (БГПУ). Будущих педагогов учат правильно выстраивать учебный процесс, когда в классе появился ребенок с особенностями развития.

История и цели новой дисциплины

Первый опыт подготовки будущих  педагогов к работе в условиях  образовательной интеграции в белорусских университетах относится к 1998 году, когда в учебной дисциплине «Педагогика» появился раздел «Введение в коррекционную педагогику». В 2013 году раздел “перерос” в отдельную учебную дисциплину «Теория и практика специального образования», расширяющую спектр знаний педагогов о детях с особенностями психофизического развития и инвалидностью, организации интегрированного обучения и воспитания, формировании позитивных отношений между детьми, работе с родителями детей. 

С 2023 года третьекурсники изучают учебную дисциплину «Инклюзивная образовательная практика». По словам Веры Хитрюк, доктора педагогических наук, профессора, директора Института инклюзивного образования БГПУ, к этой дисциплине студентов подводят с первого курса, чтобы они постепенно освоили все необходимые знания и приобрели профессиональные компетенции. Поэтому на первом курсе введен раздел в учебную дисциплину «Педагогика» – «Основы инклюзивного и специального образования», а на втором курсе раздел в предмете «Педагогическая психология», раскрывающий вопросы психического развития детей с особенностями психофизического развития.

Преподаватель дисциплины, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования Института инклюзивного образования БГПУ Александра Брыкова отмечает: «Каждый человек индивидуален, имеет свои особенности. Будущему педагогу важно определять специфические образовательные потребности детей независимо от наличия или отсутствия медицинского диагноза. Акцент на самого ребенка, его нужды и затруднения – определяет выбор дидактических средств и приемов работы педагога. Это и есть основа для создания новой дисциплины».

На изучение предмета «Инклюзивная образовательная практика» отводится 108 академических часов. Программа существует в пяти вариантах для различных категорий педагогов. Цель учебной дисциплины – обеспечить формирование умений учитывать особые образовательные потребности детей. Студенты учатся отбирать и использовать оптимальные средства, методы и приемы для коррекционно-развивающей работы.

Практические занятия и виртуальная лаборатория

Студенты не только изучают теорию, но и посещают учебные занятия в группах и классах интегрированного обучения и воспитания, где совместно обучаются обычные дети и дети с особенностями психофизического развития. Силами профессорско-преподавательского состава Института инклюзивного образования БГПУ создана виртуальная лаборатория с видеороликами, снятыми на занятиях в детских садах, уроках в школах, коррекционных занятиях, заседаниях психолого-медико-педагогических комиссий, интервью  родителей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития. Эти видео преподаватели анализируют со своими студентами, используют как кейсы для обсуждения.

Такой комплексный подход позволяет будущим педагогам погрузиться в реальные ситуации в детском коллективе, разрушает стереотипные представления о детях с особенностями развития, готовит к реалиям работы с ними. И это особенно ценно, поскольку часто необходимых знаний, навыков, адаптированных учебных материалов не хватает опытным педагогам, когда они впервые сталкиваются с разными детьми в классе и не знают, как выстроить правильный диалог с родителями о важности инклюзивных подходов в образовании, атмосферу принятия, как помочь справиться с негативными стереотипами о возможностях детей с особенностями психофизического развития в общеобразовательной школе.

Виртуальная лаборатория создавалась в рамках проекта “Инклюзивное образование: благоприятная среда для развития каждого ребенка”, который реализовывался Министерством образования Беларуси и Детским фондом (ООН) ЮНИСЕФ в Беларуси, при финансовой поддержке Правительства Российской Федерации и участии БГПУ им. М. Танка. 

«Благодаря этому проекту системная работа ведется и по доставке ассистивного оборудования в учреждения образования, а в рамках информационной кампании “Просто дети в школе” – просвещение педагогического сообщества. Все это помогает изменить отношение и поведение всех участников образовательного процесса к праву детей с инвалидностью на качественное инклюзивное образование. А в будущем – способствует развитию инклюзивного общества,” – подытоживает Вера Валерьевна.