Исследование ЮНИСЕФ: белорусы согласны, что дети с инвалидностью – это просто дети

03/12/2020

© UNICEF

К Международному дню людей с инвалидностью Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь опубликовал исследование, где показал, как изменилось отношение белорусского общества к вопросам детской инвалидности по сравнению с мартом 2020 года. Исследование связано с завершением информационной кампании «Просто дети», которая стартовала 3 декабря 2019 года. Кампания направлена на снижение стигмы в отношении детей с инвалидностью и их семей и реализуется ЮНИСЕФ в Беларуси и Министерством здравоохранения Республики Беларусь при финансовой поддержке Правительства Российской Федерации.

Первая волна исследования, которая проводились в марте 2020 года, показала, что у 64% респондентов возникают негативные эмоции при мысли о детях с инвалидностью – жалость, горе, сочувствие, чувство неполноценности, сожаление. Результаты второй волны выявили положительную динамику по снижению доли негативно окрашенных ассоциаций на 6%. Наиболее частые фразы людей с положительными ассоциациями о детях с инвалидностью показывают, что они считают этих детей такими же, как и все: «Это просто дети», «Они такие же люди, как и мы», «Абсолютно у каждого человека есть свои особенности», «Обычные дети с проблемами по здоровью».

Доля опрошенных, которые указали, что они ничего не знают о детях с инвалидностью и не знают, как себя вести при встрече с ними, уменьшилась на 9% (с 37% до 28%). Также положительная динамика наблюдается в сокращении доли респондентов, согласных с высказыванием: «Другие дети не должны видеть и общаться с детьми с инвалидностью» (с 8% до 4%).

Также наблюдается увеличение доли согласия с ключевым тезисом информационной кампании о том, что дети с инвалидностью – это просто дети. Так считают 80% респондентов (показатель вырос на 4%).

В вопросах инклюзивного образования общественное мнение не изменилось. 68% опрошенных отметили, что крайне положительно или скорее положительно отнесутся к обучению ребенка с инвалидностью в классе/группе их детей. На второй волне исследования был внесен дополнительный вопрос об отрицательных моментах в инклюзивном образовании. Он выявил высокую степень приверженности следующим стереотипам: «При совместном обучении педагоги будут уделять меньше внимания здоровым детям», «Совместное обучение приведет к нарастанию конфликтных ситуаций среди детей», «У здоровых детей снизится успеваемость и темп развития».

По данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и ЮНИСЕФ, в стране более 34000 детей с инвалидностью, каждый девятый из них не посещает учреждения образования. Исследование подтвердило необходимость работать над барьерами и опасениями, существующими у части аудитории, продолжать обращать внимание на возможности, которые открывает инклюзивное образование.

Проведенное исследование подводит итог деятельности кампании, показывает положительную динамику в изменении общественного мнения по вопросам, связанным с детской инвалидностью.

Вторая волна исследования, включая сравнительный анализ полученных результатов, проводилась в ноябре 2020 года и представляла онлайн-опрос, в котором принимали участие 1 000 совершеннолетних респондентов. Среди них пропорционально представлены жители всех областей Беларуси, обоих полов и разных возрастных групп. Ознакомиться с полным содержанием исследования можно в видео.

Материал опубликован на сайте Юнисеф.