В первые годы жизни в организме ребенка происходят очень значимые изменения, устанавливаются его взаимоотношения с окружающими людьми. Эти изменения во многом определяют дальнейшее развитие, здоровье и поведение ребенка.
Почему раннее развитие так важно?
Научные факты (по данным National Scientific Council on the Developing Child и Center on the Developing Child at Harvard University) свидетельствуют о том, что опыт, который получает ребенок в первые годы жизни, определяет архитектуру мозга, то есть под воздействием стимулов окружающей ребенка среды и при общении с ним значимых взрослых в его головном мозге формируется большое количество связей (синапсов) между клетками (нейронами).
Ученые отмечают, что большинство связей между нейронами в головном мозге ребенка формируется в процессе взаимодействия между малышом и значимыми для него людьми по типу «сигнал – ответ». Если ребенок в первые годы жизни подвергается неблагоприятным воздействиям (воздействие психотравмирующих факторов, воздействие токсических веществ), его психическое развитие, состояние здоровья и поведение могут нарушаться. То есть внешнее окружение (среда, взаимодействие с родителями и другими людьми) запускает сложные биохимические и нейрофизиологические изменения в организме младенца.
Какие факторы влияют на раннее развитие?
Для развития различных психических функций малыша существуют так называемые сенситивные периоды. Сенситивный период – это благоприятный период для развития тех или иных функций у ребенка. Периоды эти ограничены по времени. По окончании сенситивного периода скорость и качество формирования психических процессов и функций значительно ухудшаются. То есть в сущности, для того, чтобы малыш развивался наиболее успешно, необходимо предоставить ему возможности для этого как можно раньше, в соответствующие сенситивные периоды. А такое свойство, как нейронная пластичность обеспечивает высокие способности к восстановлению и реструктуризации головного мозга ребенка.
Головной мозг младенца как активно развивающаяся структура является, с одной стороны, очень чувствительным к повреждениям, но, с другой стороны, имеет очень высокую пластичность, что обеспечивает его большие возможности к восстановлению. Доказано, что чем меньше ребенок, тем большие возможности к восстановлению он демонстрирует.
Таким образом, развитие ребенка и восстановление нарушенных структур и функций центральной нервной системы находятся в сильной зависимости от следующих факторов:
- сроков начала помощи для ребенка;
- комплексности данных мероприятий;
- включенности ребенка в микро- и макросоциум, возможности его взаимодействия, коммуникации с окружающими.
Как выявить детей с особенностями развития и оказать им помощь?
В соответствии с данными научных исследований о развитии детей Всемирной организацией здравоохранения в 2014 году рекомендовано акцентировать внимание на ранние годы жизни, которые являются важнейшим периодом в плане профилактики болезней, содействия когнитивному, социальному и эмоциональному развитию, сокращению социального неравенства. Это означает, что выявление и комплексная помощь детям с особенностями развития должны проводиться максимально рано.
В данном контексте одной из наиболее актуальных задач является определение групп детей, нуждающихся в помощи. Данная задача – задача выявления – имеет определенные сложности.
В случаях, когда родитель испытывает беспокойство по поводу развития своего малыша, ему следует обратиться за помощью к специалистам. Оценить развитие ребенка помогут профессионалы, которые являются экспертами в области раннего детского развития: врачи-педиатры, врачи-неврологи, педагоги, психологи, работающие в организациях здравоохранения (в детских поликлиниках, центрах раннего вмешательства, центрах медицинской реабилитации) или в учреждениях образования (центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации).
Для выявления особенностей развития у детей раннего возраста используются следующие методы:
1) экспертная оценка развития ребенка (оценка проблемы на основе мнения специалистов);
2) скрининговая оценка (проведение скрининга развития с использованием стандартизированных инструментов – нормативно ориентированных шкал (скринингов) развития ребенка);
3) сочетание результатов скрининга с экспертной оценкой.
Обычно экспертные и скрининговые оценки сочетаются вместе, чтобы выявить детей с особенностями развития и организовать для них и их семей комплексную помощь.
Какие скрининги используются?
Из скрининговых шкал в мире наиболее часто используются следующие: ASQ-3, Денверский скрининг-тест, психомоторная шкала Гриффитс, скрининг NDDS, шкала DAYC-2, Learn the signs. Act early (Milestones), KID и RCDI-шкалы, тест CHAT-M и другие. Санкт-Петербургским Институтом раннего вмешательства на основании KID и CDI-шкал была разработана диагностическая методика «Комплексная оценка развития детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев» с компьютерной формой обработки информации. Многие страны постсоветского пространства используют для оценки развития детей раннего возраста именно эту методику. В настоящее время большинство центров раннего вмешательства в Республике Беларусь также оснащены ей.
Если специалисты-эксперты в области раннего детского развития при проведении первоначальной оценки развития ребенка выявили у малыша отставание в развитии или высокий риск его появления, то ребенок может в дальнейшем получать помощь в организациях здравоохранения, образования, социальной защиты.
Подробнее об организациях, которые оказывают помощь можно узнать в рубриках сайта «Здравоохранение», «Образование», «Права и льготы».
Материал подготовлен специалистами Ресурсного центра раннего вмешательства.