ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Зрительное восприятие ребенка проходит ряд этапов. Так, сразу после рождения младенец способен лишь отличать свет от тьмы, через несколько дней малыш уже может отличить очертания крупных предметов, не различая детали. В течение первых месяцев жизни у ребенка активно развиваются острота зрения и цветовосприятие. 

Фото UNICEF

Как развивается зрение у младенцев в норме?

1 месяц. Ребенок фиксирует взгляд на предмете, лице взрослого, на уровне глаз, на расстоянии 20 – 40 см. Следит за ярким контрастным предметом, который перемещают по горизонтали на уровне глаз. Смотрит на источник света.

2 месяца. Ребенок может различать цвета, но реагирует преимущественно не на сам цвет, а на контраст между различными цветами, может различать крупные контрастные детали предметов (5 – 2,5 мм). В этом возрасте ребенок может воспринимать зрительный образ предмета и сохранять его в памяти (например, лицо на расстоянии 40 – 50 см). Следит за предметами, которые перемещают по вертикали. 

3 месяца. Ребенок начинает рассматривать предметы, находящиеся на значительном расстоянии: свои руки, предмет, который находится у него в руке, поворачивает голову, прослеживая за движущимся предметом. Имеет зрительные предпочтения – чаще других предпочитает лица и контрастные черно-белые игрушки. Узнает мать, иногда и отца, улыбается, увидев что-либо знакомое. 

6 месяцев. Ребенок может длительно удерживать предмет или лицо человека в поле зрения, плавно следит за предметами, перемещаемыми в различных направлениях, замечает мелкие предметы и детали предметов размером 0,5-1 мм, боковые поля зрения составляют по 50-60 градусов с обеих сторон. Ребенок узнает своих и чужих людей, интересуется своим отражением в зеркале, рассматривает свои руки, активно захватывает игрушки.

9 месяцев. Ребенок видит и воспринимает предметы со всеми мелкими деталями. Границы боковых полей зрения – 80-90 градусов с обеих сторон. Может следить за предметами, которые перемещают во всех направлениях. Ребенок находит спрятанный на глазах под пеленку или бумагу предмет, пытается схватить движущийся предмет, начинает глазами искать знакомый предмет на вопрос «Где?», начинает понимать функциональное назначение предметов, похожих по форме (например, понимает, что молоточком нужно стучать, а мяч – катать).

Старше 9 месяцев. Ребенок начинает оценивать расстояние между предметами и ориентируется в пространстве.

В случаях, если у ребенка есть нарушения зрения, его развитие будет отличаться от младенцев без зрительных нарушений. Дети с нарушениями зрения большую часть окружающего мира познают с помощью осязания, обоняния и слуха.

Каковы особенности развития детей с нарушениями зрения?

  1. Дети со зрительными нарушениями, в отличие от сверстников, которые хорошо видят, могут быть гораздо менее активными в изучении окружающего мира. Таким детям недостаточно визуальной информации для того, чтобы научиться безопасно перемещаться и исследовать пространство. Для многих младенцев со зрительными нарушениями их окружение долгое время может быть ограничено лишь собственным телом.
  2. Некоторые слабовидящие малыши могут быть очень избирательны в ощупывании, удержании и манипуляциях с различными предметами и игрушками и предпочитают трогать, брать и изучать предметы лишь с определенной фактурой, сделанные из определенных материалов (например, некоторые дети могут исследовать только предметы и игрушки, сделанные из пластмассы или только металлические предметы и т.п.). Такая же избирательность может быть характерна для детей и в отношении различных звуков. Например, младенец может предпочитать тихие шелестящие звуки и бояться высокочастотных звуков типа свиста или звука колокольчика.
  3. Младенцы с нарушениями зрения могут быть очень тревожными, неуверенными, могут быть беспокойными при перемещениях, при знакомстве с новыми людьми, при нахождении в незнакомых помещениях.
  4. Для детей, у которых ограничен поток зрительной информации, становятся очень важными другие каналы поступления информации: через слух, осязание, обоняние, на вкус, через мышечно-суставное чувство и вестибулярный анализатор. Поэтому очень важно максимальное количество информации об окружающем пространстве предоставлять ему через эти альтернативные каналы.
  5. У детей с нарушениями зрения есть задержка в двигательном развитии. Они позже начинают переворачиваться, садиться, ползать, стоять и ходить. Также они позже осваивают навыки изменения положения тела и самостоятельных перемещений (ползания, ходьбы). Так, например, некоторые слабовидящие дети могут сидеть, но не могут самостоятельно сесть, могут стоять у опоры, но не могут ползать, самостоятельно встать и ходить у опоры. Не все дети с нарушениями зрения научаются ползать. Ходьба также развивается необычно у незрячих детей. Для них характерна широкая площадь опоры при ходьбе, разворот бедер кнаружи, отсутствие поворотов туловища, слабое отталкивание пяткой при ходьбе.
  6. У обычного ребенка хватательная функция руки формируется от хватательного рефлекса до пинцетного захвата. У слабовидящего ребенка эти функции также формируются, но рука слабовидящего или незрячего младенца не является «любопытной», он не тянется к предметам, чтобы схватить их. Кроме того, движения его рук являются неловкими, неточными.

Как организовать помощь детям с нарушениями зрения?

  1. Окружающая среда должна быть для ребенка безопасна. Взрослым следует продумать все моменты, связанные с безопасностью для ребенка при изменении его положения тела, его перемещении, изучении окружающей среды. Ребенок не должен находиться на высокой поверхности, с которой он может упасть, вокруг не должно быть предметов с острыми углами, режущими или колющими гранями и поверхностями. Рядом с ребенком не должно быть токсичных и ядовитых веществ или предметов, их содержащих.
  2. Окружающая среда должна быть для ребенка интересной и доступной. Доступность среды для слабовидящих детей означает, что предметы, игрушки и стимулы вокруг ребенка должны находиться на доступном для него расстоянии и должны быть для него различимыми (зрительно, при ощупывании или на слух). Многие слабовидящие малыши нуждаются в том, чтобы игрушки или предметы, которые они изучают и которыми они манипулирует, были яркими, с крупными контрастными деталями, т.е. «видимыми» для него, несмотря на имеющиеся зрительные нарушения. 
  3. Ребенка с нарушениями зрения необходимо знакомить с различными материалами, из которых изготовлена игрушка: дерева, пластмассы, резины, ткани, меха и т.д., и их свойствами. Исключение составляют игрушки из бумаги, так как они очень непрочны.
  4. В жизни детей с нарушениями зрения большое значение имеют слуховые ощущения. Поэтому формирование слухового восприятия должно происходить с младенческого возраста. Малышу следует с раннего возраста предлагать звучащие игрушки: погремушки, бубенчики, колокольчики, разнообразные музыкальные игрушки и т.п. При этом нужно помнить, что дети с нарушениями зрения часто боятся резких, громких звуков, т.е. звучание игрушек не должно быть резким, иначе ребенок не захочет взять игрушку в руки и играть с ней. 
  5. Важную роль в жизни детей с нарушениями зрения играет обоняние. Ребенок с нарушениями зрения, используя обоняние, воспринимает самые разнообразные запахи как сигналы о событиях, происходящих вокруг него. Например, образ резиновой игрушки формируется у ребенка с хорошим зрением с помощью зрения и обоняния, а у ребенка с нарушениями зрения этот же образ формируется при помощи ощупывания и обоняния запаха резины. Таким образом, у ребенка с нарушениями зрения образ резиновой игрушки будет фиксироваться ярче и сильнее в памяти, чем у ребенка с хорошим зрением, у которого образ игрушки воспроизводится путем зрительного представления.
  6. Окружающая среда должна быть для ребенка предсказуемой (предварительно надо знакомить ребенка с окружением, обходя помещение по периметру, ощупывая окружающие предметы, рассказывать ему о том, что вокруг находится).
  7. Малышам со зрительными нарушениями сложно осваивать многие навыки из-за того, что у них ограничена способность видеть предметы. Поэтому многие действия и движения следует показывать ребенку, демонстрировать их методом «рука в руке» или показывать образцы движения, помогая своими руками малышу изменять положение и перемещать.

 

Материал подготовлен специалистами Ресурсного центра раннего вмешательства.