В случаях, когда у ребенка есть выраженная задержка развития двигательных навыков или стойкие двигательные нарушения, ему понадобится помощь в виде физической терапии (кинезотерапии). Физическая терапия помогает развивать, поддерживать и восстанавливать двигательные и функциональные возможности ребенка, используя для этого методы, которые основаны на движении.
Правильное позиционирование ребенка
Одно из направлений физической терапии – правильное позиционирование ребенка. Нужно подумать об особых способах позиционирования в течение всего дня и перемещения ребенка в случаях, когда у него есть затруднения (по сравнению с обычно развивающимися детьми такого же возраста). Эти затруднения могут быть следующими:
- в самостоятельном поддержании различных положений тела (лежа, лежа на боку, лежа на животе, стоя на коленях и четвереньках, стоя) и в способности к изменению положения тела;
- в контроле за положением головы и ее движениями в статической позе;
- когда ребенок не может использовать руки для дотягивания, захвата, удержания предметов и манипуляций с ними из-за того, что его поза является нестабильной;
- мышечный тонус малыша очень низкий (мышцы слишком расслаблены, движения рук и ног слабые, они широко раскинуты или свисают);
- мышечный тонус ребенка необычно высокий (мышцы зажаты, движения скованы, ручки и ножки находятся в одном и том же положении (согнуты или разогнуты), кисти сжаты в кулачки;
- у малыша есть резкое напряжение в некоторых мышечных группах при его перемещении, изменении положения тела, при его возбуждении или попытке совершить какое-либо движение.
Правильно подобранные позы для повседневных действий (сна, кормления, мытья и умывания, игры и общения, одевания и раздевания) помогут малышу:
- научиться самообслуживанию;
- освоить новые позы и движения;
- развить навыки общения и игры;
- предупредить возможные осложнения.
Возможно, для поддержания правильного положения ребенка потребуется использовать дополнительные средства, приспособления и мебель. Это могут быть валики, свернутые из полотенца, сшитые специально и заполненные крупой одеяла («рисовая змея»), плотные подушки (обычные, подковообразные, в виде клиньев), утяжелители, специальный стул, вертикализатор и другие приспособления. Помните, что использование различных видов поддержки положений тела ребенка руками взрослого или с помощью дополнительных приспособлений не должно быть слишком долгим или слишком сильным. Ребенку не следует находиться в одном положении тела более полутора часов.
Положение на спине
Для игры и общения очень хорошо подходит положение ребенка в «гнездышке», с немного приподнятой головой и плечевым поясом, согнутыми в коленях и бедрах и чуть разведенными ножками. Такое положение является стабильным, удобным и полезным для малыша раннего возраста.
Положение на боку
Положение лежа на боку способствует развитию контроля за положением тела, движений руками и познавательных навыков. Если ребенку сложно самостоятельно удержать положение лежа на боку, взрослый может ему помочь, поддерживая руками или с помощью валика, «рисовой змеи» и других приспособлений. Основное условие – такая стабильность положения, при которой ребенок сможет действовать руками. Валики, подушки (или другая необходимая поддержка) могут находиться за спиной (сзади от туловища), впереди (перед животом) и под верхними рукой и ногой (верхняя нога согнута в колене и бедре и выведена вперед, верхняя рука вытянута вперед и вверх). Голова при этом находится на небольшой подушечке (высота подушки равна длине плеча), в таком случае шейный отдел позвоночника не искривлен.
В случаях, когда ребенок может самостоятельно удерживать положение лежа на боку, можно использовать такие позы для игры без использования валиков или других специальных приспособлений.
Положение лежа на животе
Положение лежа на животе очень полезно для ребенка. Так ребенок учится поднимать и удерживать голову, укрепляет мышцы спины и плечевого пояса, развивает движения руками с игрушками. Такое положение также позитивно влияет на перистальтику желудочно-кишечного тракта, улучшает работу сердечно-сосудистой системы и легких.
Положение лежа на животе должно быть максимально симметричным и стабильным. Можно использовать валики и другие приспособления для сохранения позы.
Если ребенку нужна поддержка, можно подкладывать валик под его грудную клетку. Валик должен быть достаточно плотным, толщина должна составлять 1/2 – 2/3 от длины плеча ребенка. Следует избегать ситуаций, когда в положении лежа на животе ребенок подтягивает под живот согнутые в бедрах и коленях ноги. В этих случаях взрослый может помочь малышу максимально выпрямить ноги и удержать таз и нижнюю часть живота на опоре (таз должен соприкасаться с площадью опоры).
Положение лежа на животе может быть создано также для ребенка на руках у взрослого – для игры и при ношении.
Полезные ссылки по теме:
- Как кормить детей с ДЦП
- Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития
- Развивающая среда дома для ребенка с двигательными нарушениями своими руками
- Физическое сопровождение ребенка с тяжелыми нарушениями (видео)
- Помочь детям с церебральным параличом (книга)
- Реабилитация детей с ДЦП (книга)
- Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие (книга)
Материал подготовлен специалистами Ресурсного центра раннего вмешательства.