ПРАВИЛЬНОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА: ПОЛОЖЕНИЯ СИДЯ, СТОЯ

Положение сидя является одним из первых полувертикальных положений, которые осваивает ребенок в возрасте 6-8 месяцев. Поза сидя является очень важной для малыша. Так ребенок учится контролировать положение головы и туловища, движения руками, а, значит, учится самостоятельной игре, еде и питью, одеванию и раздеванию.

Положение сидя

Именно в таком положении общение и звуковая активность ребенка являются наиболее эффективными. Положение сидя – основа для обучения малыша последующим двигательным навыкам (например, вставанию).

В случаях, когда у ребенка значительно задерживается появление данного навыка, рекомендуется помощь. Это может быть поддержка позы ребенка руками взрослого или использование специальных приспособлений (или мебели). Это особенно важно в ситуациях, когда ребенку важно сохранить стабильную позу – например, при кормлении, при действиях руками с предметами и игрушками.

Положение сидя должно быть максимально симметричным и правильным. В идеале поддержка руками или использование дополнительных приспособлений должны привести к следующим результатам:

  • малыш не заваливается на бок,
  • спина ребенка не должна быть круглой (т.е. ось таза и туловища должны составлять прямую линию). Голова, плечи и туловище не запрокинуты назад и не опущены вниз;
  • вес ребенка не должен приходиться на крестец, а должен быть равномерно распределен на ягодицах в области седалищных костей (т.е. ось таза и ось бедер должны составлять прямой угол (90 градусов);
  • в положении сидя на полу ноги должны быть разведены в бедрах, выпрямлены или чуть согнуты в коленях, а в положении сидя с опорой на стопы углы между осями таз – бедро – голень – стопы должны составлять прямые углы, а стопы должны опираться на пол.

Если взрослый помогает поддерживать позу сидя, руку для поддержки малыша лучше располагать на его туловище сбоку и / или в области живота и грудной клетки.

Довольно часто дети с высоким мышечным тонусом начинают сидеть неправильно и используют так называемую позу «W-сидения» (бедра повернуты внутрь, ягодицы опущены между пятками, носки стоп вытянуты). Если ребенок находится в этом положении часто и долго, его суставы могут стать тугоподвижными и деформироваться. Также это может тормозить дальнейшее развитие движений, поэтому в таких случаях рекомендуют использовать приспособление для сидения в виде плотной клиновидной подушки, которая фиксируется к тазу малыша широкой резинкой.

Стул должен помогать ребенку, а не ограничивать его движения. Степень поддержки ребенка в положении сидя должна быть такой, чтобы ребенок мог максимально двигать руками, ногами и при этом чтобы ему не приходилось тратить большую часть энергии на поддержание положения.

Фото UNICEF

Чтобы помочь ребенку поддерживать положение тела «сидя», можно использовать:

  • обычный стул для кормления;
  • автомобильное кресло;
  • специальные приспособления для поддержки туловища к столу;
  • угловой напольный стульчик.

В сложных случаях ребенку может понадобиться специальная мебель с дополнительной поддержкой для головы, туловища, таза и ног.

Положение стоя

В возрасте до одного года большинство детей может принимать и поддерживать вертикальное положение тела. Вертикальное положение необходимо ребенку для общения, игры, изучения окружающего мира, развития навыков самообслуживания. Иногда малышу необходима помощь взрослого или использование дополнительных технических приспособлений для вертикальной позы. В этих случаях может помочь так называемая «опора для стояния» («стендер», «вертикализатор»), которая используется для детей, имеющих стойкие двигательные нарушения (ДЦП, нейромышечные заболевания и другие). Вертикализатор помогает позиционировать ребенка в правильном положении стоя с поддержкой и фиксацией голеностопных, коленных, тазобедренных суставов, туловища и головы. Это вспомогательное техническое средство индивидуального пользования.

Фото UNICEF

Позиционирование ребенка со стойкими двигательными нарушениями с помощью вертикализатора положительно влияет на развитие ребенка:

  • дает опыт самостоятельного удержания позы стоя ребенку, у которого к этому нет самостоятельных возможностей;
  • дает малышу возможность изучать мир в положении стоя (такую же, какую имеют и все другие дети этого возраста);
  • стояние в правильном положении дает определенную нагрузку для мышц, участвующих в поддержании позы, а, значит, и укрепляет их;
  • стояние в правильном положении в течение получаса-часа подавляет позотонические рефлексы (рефлексы, которые не угасли у детей с ДЦП, повышают мышечный тонус и мешают ребенку двигаться), снижает мышечный тонус, дает ребенку возможность больше двигаться;
  • вертикальная поза ребенка положительно влияет на дыхательную систему, сердечно-сосудистую систему, улучшает кровоснабжение почек – это профилактика вторичных осложнений со стороны сердца, легких, почек;
  • положение стоя ежедневно в течение хотя бы небольшого времени – это профилактика контрактур и деформаций конечностей и грудной клетки;
  • вертикализатор дает возможность ребенку действовать руками в положении стоя.

Возможные проблемы при позиционировании ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

При позиционировании ребенка с особенностями функций опорно-двигательного аппарата могут возникать трудности. Обычно это происходит в случаях, когда вспомогательное техническое средство неправильно подобрано для ребенка или неправильно используется.

Наиболее часто встречаются следующие сложности:

Ребенок в данном положении плачет, капризничает.

Чаще всего такая ситуация возникает, когда поза для ребенка новая, он не привык в ней находиться и чувствует себя дискомфортно в непривычном положении. Следует помочь малышу принять новую позу медленно, постепенно, дать ему время, чтобы освоиться в ней. Можно попробовать отвлечь малыша, напевая ему песенки, разговаривая с ним или играя.

Иногда беспокойство ребенка вызвано тем, что положение для него болезненно. Если ребенок плачет, тревожится, проверьте, не мешают ли ребенку поддержки (ремни, опоры, валики), нет ли на теле у него следов от сдавления, потертостей и ссадин. Если вы находите такие следы, значит следует корректировать степень или методы поддержки ребенка.

Возможно также, что малыш капризничает из-за того, что он очень сильно устает в данной позе: выбранной степени поддержки недостаточно либо, наоборот, степень поддержки настолько велика, что не помогает ребенку, а мешает ему двигаться. Тогда надо изменить степень поддержки в данном положении тела так, чтобы она подходила малышу.

Не исключено, что ребенку в таком положении находиться неинтересно. Взрослый должен помнить, что поза – не цель, а средство, что новые позы и поддержка нужны малышу не сами по себе, а для того, чтобы играть, общаться и учиться быть независимыми.

Ребенок долго находится в неправильном, не физиологичном положении.

Ребенок долго находится в неправильном, не физиологичном положении, а, значит, у него могут формироваться искривления и деформации позвоночника, грудной клетки и конечностей. Например, малыш сидит с переносом веса тела на одну половину таза и с наклоненным в одну сторону туловищем. Или же в положении сидя ребенок не может согнуть ноги в тазобедренных и коленных суставах, а бедра повернуты внутрь и приведены друг к другу. Можно избежать таких ситуаций, если внимательно следить за положениями ребенка и вовремя корректировать неправильные.

Полезные ссылки по теме:

  1. Как кормить детей с ДЦП
  2. Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития
  3. Развивающая среда дома для ребенка с двигательными нарушениями своими руками
  4. Физическое сопровождение ребенка с тяжелыми нарушениями (видео)
  5. Помочь детям с церебральным параличом (книга)
  6. Реабилитация детей с ДЦП (книга)
  7. Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие (книга)

 

Материал подготовлен специалистами  Ресурсного центра раннего вмешательства.