РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ: СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТА

Помощь, которую информированные и компетентные родители оказывают в семье, является наиболее результативной по данным научных исследований. Ученые отмечают, что обычные действия и активности в повседневной жизни, если правильно их организовать, могут предоставлять ребенку до 200 тысяч развивающих возможностей в год. Задача специалистов – помочь родителям отыскать эти развивающие возможности, научить их использовать, включить их в рутины дня. Поддержка, организованная с использованием такого подхода, поможет семье сохранить нормальный распорядок жизни, предотвратить чрезмерно высокие нагрузки для ребенка и родителей, избежать груза ответственности ежедневных реабилитационных мероприятий и психотравмирующих ситуаций. 

Фото UNICEF

Несколько советов специалиста родителям для более успешной реабилитации ребенка.

  1. Будьте терпеливы, не ждите быстрых результатов, помните, что для освоения некоторых навыков вашему малышу может потребоваться гораздо больше времени, чем другим детям. 
  2. Не определяйте множество целей при реабилитации, помните, что одновременно можно эффективно работать над двумя-тремя целями.
  3. Перед постановкой целей определите, какие затруднения в настоящее время существуют у вас и вашего ребенка в повседневной жизни, преодоления каких из них является первоочередным. Этот список поможет вам правильно определить, чего вы хотите достигнуть при реабилитации малыша.
  4. Пробуйте ставить в реабилитации ребенка реалистичные цели на довольно короткий период времени, например, на 2 недели, 1 или 3 месяца. 
  5. Важно учитывать, чтобы навыки, которые вы помогаете ребенку развивать, были для него важны в повседневной жизни, чтобы это были именно те умения, которые ребенку хотелось бы использовать ежедневно и которые были бы значимы и полезны для него. Вполне вероятно, что цель может быть сформулирована не только как развитие какого-либо навыка или умения, но и как нормализация обычного рутинного действия, например, еды, игры, питья, одевания и раздевания, умывания и т.д. Или же как изменение фактора окружающей ребенка среды, который ограничивает его активность (например, если вы предполагаете, что ваш ребенок может плохо видеть, адекватной целью помощи для него была бы точная оценка зрения у специалиста и подбор очков, если нужно).
  6. Советуйтесь со специалистом о том, как можно развивать выбранный навык дома, используя обычные активности, а не только специально организованные занятия: как организовать среду, чтобы она была стимулирующей для ребенка, как правильно подобрать игрушки для малыша, как организовать процедуры ухода. Продумайте со специалистом, какие изменения можно произвести в домашней обстановке, режиме дня, уходе за ребенком, общении и играх, чтобы помочь ему развиваться.
  7. Когда вы играете с ребенком или стимулируете его, внимательно следите за его поведением, прекращайте занятие при усталости или плохом самочувствии малыша. К сигналам усталости и дискомфорта ребенка можно отнести следующие: хныканье, плач и беспокойство; резкое изменение мышечного тонуса, когда мышцы становятся вялыми или, наоборот, необычно напряженными; икота, срыгивания, зевота; изменение цвета кожи (краснота или, наоборот, побледнение, синева вокруг губ, носа); значительное изменение ритма дыхания (учащение или его замедление) и так далее.
  8. Заведите «дневник достижений», в котором вы будете фиксировать все позитивные изменения в развитии вашего малыша, все ваши совместные достижения и улучшения в жизни. Старайтесь отмечать даже самые небольшие положительные сдвиги и перемены. Это поможет вам оценить динамику (ведь вы находитесь с ребенком постоянно, изменения могут происходить довольно медленно и могут быть незаметными для вас), понять, что вам и малышу требуется изменить в дальнейшем, получить радость от достигнутых результатов.
  9. Экономно расходуйте свои ресурсы, не тратьте все время и энергию на реабилитацию ребенка, оставляйте себе и малышу возможности для отдыха, постарайтесь в максимально возможной степени сохранить для малыша такой же распорядок дня, какой имеют все дети его возраста без особенностей в развитии. Помните, что вашему ребенку, как и другим, требуются отдых, сон, еда, игра и общение со сверстниками.
  10. Общайтесь с другими родителями, воспитывающими детей с подобными особенностями, довольно часто именно они могут вас понять и поддержать лучше остальных, дать вам правильный совет по развитию и воспитанию ребенка.

Материал подготовлен специалистами Ресурсного центра раннего вмешательства.