Все дети допускают ошибки при письме. Но некоторые нарушения письма относятся к разряду специфических и требуют логопедической помощи. Давайте разберемся в этом вопросе.
Дисграфия – это стойкое нарушение письма, которое проявляется в большом количестве ошибок особого типа. Если ребенок регулярно посещает школу, не имеет нарушений зрения и слуха, но из работы в работу встречаются ошибки, не связанные с применением правил, мы можем предположить дисграфию.
В чем разница между дисграфическими и орфографическими ошибками? Орфографические ошибки указывают на трудности освоения правил правописания. Действительно, в русском языке написание и произношение часто расходятся: слышится КАРОВА, а пишется КОРОВА. Ребенку приходится заучивать разные по сложности правила. От ЖИ-ШИ до окончаний глаголов. Путь в орфографию долог, практически весь школьный период мы учимся писать по правилам.
Но еще до орфографии ребенок должен овладеть графикой. Это тоже раздел русского языка, который осваивается самым первым, в процессе обучения грамоте. Графика – это способы обозначения звуков буквами. Слышишь звук – выбираешь соответствующую букву. При написании слова нужно передать все звуки по порядку, не пропустив, не переставив их местами.
Дисграфические ошибки указывают на трудности с графикой. Представьте себе, ребенок в 3 или 4 классе, а все еще пропускает буквы, меняет их местами, пишет Т вместо К. Какие уж тут правила? Проблемы с графикой, или дисграфия.
Какие ошибки считаются дисграфическим?
- пропуски и перестановки букв и слогов;
- зеркальное написание букв;
- повторы букв или слогов;
- необозначение мягкости согласных на письме (БОЛШОЙ);
- смешения схожих на слух звуков (С-Ш, З-Ж, П-Б, Г-К, Р-Л, О-У и т.д.);
- смешения схожих по написанию букв (рукописных букв Т-К, Д-Б, П-Р, Т-П, И-У и др.);
- пропуски точек и заглавных букв в предложениях;
- слитное написание слов с предлогами.
В чем причина такого нарушения письма? Почему то, чему обычно дети учатся за год – полтора, представляет для части школьников такую трудность?
Дисграфия связана с несформированностью психологического базиса письма. Чтобы правильно написать букву нужно выделить звук, узнать его в слове. У ребенка могут быть нарушения фонематического восприятия, и он буквально не узнает звук. Ему кажется, что он слышит Ш, а не С. Вот и получилось В ШАПОГАХ. Или проблема в восприятии пространства — и даже в 4-5 классе мы видим зеркальность. Возможно, ребенок невнимательный, и тогда в письме будет целый набор ошибок, связанных с дефицитом регуляторных функций: пропуски букв, отсутствие точки и заглавной буквы. Моторные трудности могут вызывать смешения сходных букв. Причины могут быть разными, порой дефицитарны несколько операций письма. Разобраться в механизмах может только специалист.
Родители должны понимать, что в любом случае школьные трудности требуют вмешательства логопеда и психолога, а возможно и других специалистов. Не стоит списывать двойки на лень и отсутствие прилежания. Проблема обычно глубже. Но при своевременном вмешательстве, специально организованной помощи ребенок может преодолеть свою неуспешность и стать образованным и грамотным человеком.
Автор: Елена Круглова, логопед, учитель начальных классов, специалист по работе с детьми с трудностями в обучении, автор развивающих игр и пособий.
Материал опубликован на сайте Центра помощи детям с трудностями в обучении.