КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

Существуют две классификации речевых нарушений. Для комплектования специальных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи учреждений дошкольного образования применяется психолого-педагогическая классификация. В основе медико-педагогической классификации лежит изучение причин и патологических проявлений речевой недостаточности.

Клиническая классификация включает следующие нарушения устной и письменной речи:

Дисфония -отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется в виде отсутствия фонации (афония) либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония).
 
Брадилалия — патологически замедленный темп речи.
 
Тахилалия — патологически ускоренный темп речи.
 
Заикание (логоневроз) — нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
 
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
 
Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
 
Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи, связанное с органическим поражением центральной нервной системы. Страдает не только звукопроизношение, но и темп, выразительность, модуляция.
 
Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи).
 
Афазия — полная или частичная утрата ранее сформированной речи, связанная с локальными поражениями головного мозга в результате тяжелых травм головного мозга, воспалительных процессов и опухолей, сосудистых заболеваний и нарушений кровообращения.
 

Нарушения письменной речи:

Дислексия — нарушение чтения, проявляется в затруднении при распознании и узнавании букв, при слиянии букв в слоги и слогов в слова, что приводит к непониманию даже простейшего текста.
 
Дисграфия — специфическое расстройство процесса письма. Проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искажениях звукослогового состава и структуры предложения.

Оригинал материала опубликован на Asabliva.by

Фото: Pixabay.com