Рынок логопедических услуг активно развивается. В частной практике широко представлены альтернативные методики коррекции речи, заикания, фонематического слуха. Понятное дело, родители в растерянности от обилия предложений и не могут самостоятельно оценить их значимость в отношении своих детей.
Один из распространенных вопросов родителей – стоит ли делать логопедический массаж ребенку с целью улучшения звукопроизношения? Вопрос заслуживает внимания, так как, наряду с существенной пользой, данная процедура имеет ряд противопоказаний.
Для того, чтобы охватить его всесторонне нужно учитывать следующие параметры:
Целесообразность
Комплекс логопедического массажа уместно назначать при некоторых неврологических заболеваниях, таких как дизартрия с нарушением мышечного тонуса, логоневроз (заикание), ДЦП (детский церебральный паралич) или после перенесенных операций на органах артикуляции при остаточной ринолалии или других осложнениях. В данных случаях массаж необходим для улучшения нервной проводимости, нормализации тонуса мышц, то есть для приведения в норму гипер- или гипотонуса языка, губ, щек, неба и пробуждения чувствительности.
Цель логопедического массажа – стимуляция целенаправленных движений, необходимых для воспроизведения звуков.
Не следует забывать, что во время массажа органы артикуляции преимущественно пассивны и ребенок не выполняет произвольных действий. Самостоятельно же достигнутые результаты всегда более устойчивы и продуктивны, хотя и требуют большего времени и усилий самого ребенка.
Выводы:
— Массаж стоит проводить только по медицинским показаниям невролога, хирурга.
— К массажу следует прибегать, если такой прием, как артикуляционная гимнастика недоступен для ребенка.
Наличие противопоказаний
— Воспалительные, грибковые и любые другие заболевания полости рта. И даже кариес!
— Острая боль.
— Общая вирусная или бактериальная инфекция (ОРВИ, грипп, ангина и ряд других заболеваний).
— Высокая судорожная готовность головного мозга, диагностированная эпилепсия.
— Эндокринологические проблемы с выраженным тиреотоксикозом.
— Нарушения сосудистого тонуса (вазомоторные расстройства).
— Склонность к тромбообразованию.
— Неврозы и другие нервно-психические заболевания.
— Психическое или физическое переутомление.
— Иные противопоказания на усмотрение лечащего врача.
Компетенции специалиста
Логопедический массаж – крайне ответственная процедура, требующая глубоких знаний детской анатомии, физиологии и психологии, а также понимания причин и течения ряда неврологических заболеваний. Неверные действия могут повлечь ухудшение состояния и спровоцировать ряд нежелательных последствий, начиная от психической травмы и заканчивая спазмами и судорожными реакциями.
Вывод:
— Если Вашему ребенку все же показан логомассаж, ищите квалифицированного специалиста.
Как же распознать профессионала и уберечь ребенка от некомпетентного вмешательства?
— Важным моментом является наличие медицинского и/или логопедического образования, сертификатов о прохождении курсов логопедического массажа.
— Опытный специалист никогда не будет рекомендовать массаж заочно, не осмотрев ребенка и не изучив его анамнез.
— Понимание законов детского развития не позволит логопеду предлагать массаж для запуска речи детям младенческого возраста (с рождения до года). В норме в этом возрасте артикуляционная моторика физиологически незрелая и форсировать ее развитие нет необходимости.
Индивидуальные особенности ребенка
Все дети разные. Кто-то охотно общается с новыми людьми, бесстрашно посещает врачей и педагогов, а у кого-то подобные социальные контакты вызывают стресс и сопутствующие негативные эмоции. Поэтому следует тщательно соизмерять пользу от логопедического массажа и цену, которую приходится платить за ожидаемый эффект. Если ребенок находится в паническом страхе, активно сопротивляется, кричит, плачет до или во время массажа – пользы от таких процедур будет мало, так как все тело напрягается и добиться желаемого результата практически невозможно.
Возраст
Прямых возрастных ограничений для логопедического массажа нет. Вопрос в рациональности его применения в определенном возрастном диапазоне. Например, если рассматривать нарушение дикции, как проблему, то ее решение с помощью массажа в старческом или младенческом (и даже раннем) возрасте достаточно рискованно. В первом случае механическое воздействие вряд ли устранит первопричину нарушений, а во втором – невозможно будет оценить динамику, ввиду отсутствия речи у ребенка. Кроме того, и в первом и во втором случае есть сложность дифференциальной диагностики причин артикуляционных нарушений. Другими словами, всегда есть риск упустить какие-то неблагоприятные факторы, которые могут усугубить ситуацию, поэтому специалисты очень внимательно относятся к назначению различных процедур в описанных возрастных группах.
К среднему и старшему дошкольному возрасту причины речевых нарушений обычно становятся очевидными и у специалистов меньше сомнений в выборе коррекционных приемов.
И так, логопедический массаж может оказаться основным движущим механизмом при запуске речевой активности ребенка, но может и нанести непоправимый вред.
Надеюсь, представленная информация поможет родителям взвешенно подходить к выбору коррекционной помощи для своих малышей.
Желаю всем детям хорошей речевой динамики, а их родителям терпения и веры в преодоление любых трудностей!
Автор: Антонина Судиловская – учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, автор приложения по развитию детской речи CatZU, соосновательница Центра детского и речевого развития «Вербалэнд».