Не любое отклонение от нормы в анатомии или функциях зрительной системы следует определять как зрительное нарушение. Международная классификация нарушений зрения основана на оценке двух зрительных сенсорных функций: остроты зрения и поля зрения.
Причины нарушений зрения
- вызванные различными вирусными и инфекционными заболеваниями (грипп, токсоплазмоз и др.), нарушениями обмена веществ матери во время беременности;
- наследственная передача некоторых дефектов зрения (уменьшение размеров глаз, катаракта и др.);
- иногда обусловленные врожденными доброкачественными мозговыми опухолями (такие нарушения проявляются не сразу).
- внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы во время родов и в раннем возрасте ребенка;
- в связи с повышением внутриглазного давления;
- на фоне общего соматического ослабления здоровья ребенка;
- недоношенные детей с ретинопатией (снижение чувствительности сетчатки), при которой часто наступает тотальная слепота.
Методы ранней диагностики
Очень важна ранняя диагностика детей группы риска. Существуют определенные тесты для проведения проверки зрения ребенка.
1 тест – проверка на возможность прослеживания глазами за светящимся предметом (фонариком) или яркой игрушкой на расстоянии 10-15 см в любом направлении. Проводится в 4-4,5 месяцев.
2 тест – для проверки остроты зрения. Предлагается выложить на светлый стол хлебные крошки диаметром 3, 1,5 и 0,5 мм. Ребенок в 6 месяцев может увидеть крошки диаметром 0,5 мм.
3 тест – на выверение остроты зрения для обоих глаз. Для проведения этого обследования ребенка нужно посадить на колени маме. Напротив садится ассистент с яркой и интересной игрушкой в руках. Специалист из-за спины ребенка закрывает рукой вначале его правый, затем левый глаз. При попытке рассмотреть игрушку ребенок с нормальным зрением пытается убрать руку или наклонить голову.
Классификация зрительных нарушений
- незрячие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу от 0,01 до 0,04);
- слабовидящие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу при коррекции от 0,05 до 0,2);
- дети с косоглазием и амблиопией (с остротой зрения менее 0,3).
Особенности проявления нарушений зрения у детей
Поскольку при врожденной или ранней слепоте ребенок не получает никакого запаса зрительных представлений, у некоторых из них задерживается освоение пространства и предметной деятельности. Их представления и знания о предметах реального мира скудны и схематичны.
Речь у незрячих детей часто формируется с задержкой. Вместе с тем, сформировавшаяся речь нередко бывает более богатой по лексике, чем у зрячих детей. Отмечается склонность этих детей к рассуждению, но слова часто не выражают конкретного их значения или используются неадекватно.
Отвлеченные понятия у незрячих детей часто усваиваются легче, чем конкретные. Для них характерен высокий уровень развития вербальной (словесной) памяти. Мышление этих детей вязкое, обстоятельное, они склонны к детализации.
Слепота тормозит двигательную активность ребенка. Малоподвижность, вялость, медлительность и возникающие на этом фоне двигательные стереотипии являются характерными особенностями психомоторики незрячих детей.
Формирование навыков самообслуживания замедленно, и они часто не полностью сформированы даже к периоду обучения в школе.
Основные этапы медицинской реабилитации и коррекционно-педагогической работы
- Лечебные мероприятия:
- медикаментозное лечение;
- лазеротерапия;
- лечение на специальных аппаратах, тренажерах, выполнение упражнений для развития зрения;
- лечебная физкультура.
- Сенсорное воспитание:
- развитие зрительного восприятия и формирования предметных представлений;
- развитие слухового восприятия и внимания;
- развитие осязания.
- Развитие речи.
- Формирование различных видов деятельности:
- предметной и игровой;
- мыслительной деятельности (укрепление взаимосвязи между действием, словом и образом, формирование элементов логического мышления);
- продуктивной (лепка, конструирование, ручной труд);
- элементов трудовой деятельности.
- Физическое воспитание:
- различные физические упражнения на развитие основных движений, физических качеств (быстроты, точности, равновесия), координации движений;
- занятия по умению ориентироваться в пространстве;
- преодоления скованности, неуверенности, боязни пространства, возникающих на фоне зрительной патологии;
- спортивные и подвижные игры.
- Эстетическое развитие:
- музыкальное воспитание и ритмика;
- ознакомление с художественной литературой;
- театрализованная деятельность.
- Социальная адаптация:
- формирование умения ребенка сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
- формирование представлений о самом себе;
- формирование навыков самообслуживания.
Оригинал материала опубликован на Asabliva.by.