Инклюзивное образование: как белорусские педагоги учатся создавать школу для каждого

Дети с инвалидностью имеют право на обучение в общей образовательной среде, и система должна быть готова обеспечить это право. Школа для всех начинается с педагога. Именно поэтому в Беларуси набирают обороты образовательные курсы, помогающие учителям создавать инклюзивную среду — открытую, профессионально гибкую и учитывающую потребности каждого ребенка.  В Республиканском центре развития инклюзивного образования, действующем на базе Института инклюзивного образования БГПУ, уже разработали 28 образовательных программ, которые помогают учебным учреждениям быть инклюзивными.

 

 

Кто проходит обучение

«Адаптация образовательной среды для учеников с аутизмом», «Адаптация учебных материалов для детей с нарушением слуха и речи», «Функциональный подход в реабилитации детей», «Особые образовательные потребности детей с особенностями психофизического развития» – все эти бесплатные обучающие курсы были разработаны в рамках проекта «Инклюзивное образование: благоприятная среда для развития каждого ребенка», который реализуется Министерством образования Беларуси и Детским фондом (ООН) ЮНИСЕФ в Беларуси  при финансовой поддержке Правительства Российской Федерации.

– На занятиях собираются уникальные по составу группы, группы-микс, – рассказывает Жанна Овчинникова, руководитель Республиканского центра развития инклюзивного образования. – Среди слушателей – педагоги и администрация учреждений дошкольного и школьного образования, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, а еще студенты, магистранты, практики из сфер здравоохранения, социальной защиты и родители, воспитывающие детей с особенностями психофизического развития.

Когда встречаются такие разные категории слушателей, учебный процесс приобретает новые ракурсы, ведь подготовка у всех отличается, запросы – тоже. Один для всех – интерес к теме инклюзивного образования, объединяет желание помочь детям с инвалидностью учиться и развиваться вместе со сверстниками.

 

Практика во главе

Обучение на курсах помогает педагогам развивать профессиональную гибкость и расширять инструментарий для работы с разными детьми.

Несмотря на различный уровень подготовки, каждый участник получает максимум полезной и практико-ориентированной информации. Среди преподавателей – специалисты в теме инклюзивного образования, авторы тематических пособий. В программах – акцент на практику. Большинство из них рассчитано на 8, реже – на 6 или 10 учебных часов.

Например, в программе «Коррекция психомоторного развития ребенка с особыми образовательными потребностями» Любови Волковой, старшего преподавателя кафедры психологии и педагогики инклюзивного образования, 8 часов посвящено практике – физическим упражнениям в контексте телесно-ориентированного подхода, тестированию телесных ресурсов и активизации возможностей тела ребенка. И только 2 часа – емко сформулированной теории.

В программе «Поведенческий подход в коррекции расстройств аутистического спектра» Александры Брыковой, доцента кафедры психологии и педагогики инклюзивного образования, практике отдано 5 учебных часов, теории – 3 часа.

А вот в программе «Создание адаптивной образовательной среды обучения и воспитания детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в условиях инклюзии» основательно прорабатывается теория – ей отведено 6 часов из 8.

 

С учетом потребностей педагогов

Прежде чем приступить к созданию новых учебных программ, специалисты Института инклюзивного образования БГПУ в 2022 году провели масштабное исследование, в котором приняли участие 14 650 человек. Это педагоги детских садов, школ и центров дополнительного образования. Больше всего среди респондентов оказалось учителей из школ – как начального звена, так и предметников.

Результаты опроса показали, что более половины участников считают необходимым получать дополнительное образование по вопросам инклюзии в учебном процессе. А вот что касается форматов, то большинство высказалось за краткосрочные программы: семинары, практикумы и лекции на узкие темы.

Больше всего, согласно итогам исследования, педагогов интересовали темы адаптации и модификации учебных материалов, создания комфортной образовательной среды для детей с различными особенностями развития, вопросы учета особых образовательных потребностей детей в образовательном процессе, а также работы с нежелательным поведением в условиях инклюзии.

Команде центра предстояло разработать и внедрить новые программы дополнительного образования, чтобы сделать инклюзивное образование в Беларуси еще более доступным. И уже к началу 2023 года все 28 программ были готовы к запуску.

 

Темы в топе: синдром дефицита внимания, агрессия, страхи

С января по февраль 2023 года каждая программа прошла апробацию – в общей сложности в ней приняла участие почти тысяча педагогов со всей страны.

С этого момента и по ноябрь 2024 года по ним специалисты Института провели 107 обучающих курсов для почти 2,5 тысяч слушателей. А всего с момента начала образовательной работы центра в 2017 году общее число слушателей всех программ составило 23,5 тысячи человек. Сегодня Институт предлагает порядка 150 образовательных программ, их перечень будет расширяться, исходя из актуальных запросов системы образования, педагогов.

– Самыми востребованными стали темы работы с нежелательным поведением. И это не обязательно расстройство аутистического спектра, сейчас актуальны вопросы, связанные с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Это и различные формы проявления агрессии, и определенные страхи, – рассказывает Жанна Овчинникова. – У многих специалистов нет практики работы с такими случаями, поэтому актуальны и адаптация, модификация содержания учебного материала, и психолого-педагогическое сопровождение, и дополнительная коммуникация.

– Доступ к курсам, которые позволяют расширить педагогический «репертуар», работать с разными детьми с особенностями, выбрать ту самую методику, чтобы быстрее и лучше наладить контакт с ними, успешно развивать, – серьезная поддержка и помощь, – комментирует заместитель заведующей ГУО «Детский сад №104 г.Витебска «Сказка» Ирина Пупина. – Ведь с каждым годом профессиональных вызовов становится всё больше: например, увеличивается число воспитанников с РАС, и каждая такая история уникальна. А значит – педагогу постоянно нужно обновлять свои знания, отслеживать примеры эффективных практик, оттачивать свое мастерство.

Все это говорит о том, что современные белорусские педагоги заинтересованы в теме инклюзии и готовы изучать все доступные ресурсы, которые помогают организовать и сделать эффективным образовательный процесс со всеми категориями детей с особенностями. А для родителей детей с инвалидностью – это возможность со своей стороны погрузиться в тему инклюзивного образования, чтобы, сотрудничая с педагогами, помочь ребенку лучше адаптироваться в детском коллективе и получать новые знания.

 

Образование без границ

Информационные письма о доступности специальных курсов по теме инклюзии направляются в управления образования по всей стране, далее – в школы и детские сады. Помимо сайта https://rc.bspu.by/ с детальным описанием содержания каждого курса, у Республиканского центра развития инклюзивного образования есть аккаунт в вайбере, в ближайшее время появится собственная инстаграм-страница.

Любой педагог или родитель, заинтересованный в инклюзивном подходе, может пройти обучение. Это просто: достаточно оставить онлайн-заявку на сайте Центра: зайти в раздел «Услуги», выбрать вкладку «Проект “Инклюзивное образование: благоприятная среда для развития каждого ребенка”» и в конце списка курсов нажать на кнопку «Зарегистрироваться». Можно также позвонить в Институт инклюзивного образования 8 (017) 311-23-45 (6) или прислать заявку на почту rrcio@bspu.by.

Расписание курсов, запланированных на ближайшее время, размещено на сайте. Для участия необходимо пройти онлайн-регистрацию по ссылке, которая закреплена в описании курса, либо оставить заявку на него одним из названных выше способов.

Заявки на участие приходят из самых разных городов: Жанна Александровна показывает объемную таблицу, где можно увидеть Минск, Витебск, Глубокое… География слушателей обширна. Не у всех желающих есть возможность приехать в столицу. В центре это понимают, поэтому часть курсов можно пройти дистанционно. Среди 28 программ проекта таких 5. Некоторые курсы допускают гибридный формат участия.

Обучение проводится по мере набора групп: как только собирается минимально необходимое число слушателей, назначается дата курса. Для краткосрочных программ на 6-8 часов набор составляет от 30 слушателей, для более длительных – например, 36 учебных часов – от 15 заявок от заинтересованных. Занятия проводятся вплоть до 15 июля, активный набор на курсы в новом учебном году стартует с 15 августа.  

Специалисты центра создали все условия, чтобы дополнительное инклюзивное образование стало доступным для всех, кто проявляет к нему интерес. Ведь применение полученных знаний и педагогами, и родителями поможет детям с особыми образовательными потребностями получать образование, общаться со сверстниками и строить планы на будущее.

 

Справочно

Детский фонд (ООН) ЮНИСЕФ в Беларуси находится в активном диалоге с правительством, профильными министерствами и ведомствами страны по вопросам развития инклюзивного образования в Беларуси. В рамках проекта «Инклюзивное образование: благоприятная среда для развития каждого ребенка» ЮНИСЕФ и Министерство образования, финансируемого Правительством Российской Федерации, проводят комплексную работу по системным изменениям в сфере образования и в обществе для создания возможностей совместного обучения со сверстниками детей с инвалидностью. В том числе на протяжении нескольких лет реализуется масштабная информационно-просветительская кампания «Просто дети в школе», которая направлена на изменение отношения и поведения к праву детей с инвалидностью на качественное образование и социальную инклюзию.