Кукла Барби с синдромом Дауна и мультик про Диму с особенностями развития. Как объяснить ребенку, что такое инвалидность?

Рано или поздно каждый из нас столкнется с темой инклюзии. Сегодня людей с особенностями психофизического развития мы встречаем в кафе, на улице, наши дети – в школе. Но часто родители не знают, как ответить на вопрос ребенка: «А почему мальчик не может ходить?». В Беларуси за изменение отношения и поведения к праву детей с инвалидностью на качественное образование и социальную инклюзию отвечает информационно-просветительская кампания «Просто дети в школе», которая реализуется Министерством образования и Детским фондом (ООН) ЮНИСЕФ в Беларуси при финансовой поддержке Правительства Российской Федерации. Мы попросили трех экспертов в теме инклюзии и инклюзивного образования поделиться своими рекомендациями, как простыми словами объяснить ребенку, что такое инвалидность и почему от этих знаний выигрывают все.

Расскажите о многообразии и разнообразии мира

Екатерина Филонец-Ходина, мама девочки с синдромом Дауна. Таня, дочь Екатерины – одна из первых в Беларуси с подобными особенностями пошла учиться в общеобразовательную школу, а сейчас девушка получает профессиональное обучение по специальности швея.

– У меня есть единый совет как для мам детей с особенностями, так и для всех остальных. На моей Тане это классно сработало! Я никогда ей не рассказывала про инвалидность как таковую, а говорила про то, что каждый человек имеет свои особенности. Кто-то блондин или брюнет, у кого-то другой цвет кожи, кому-то легче осваивать математику, кому-то русский язык, есть люди с талантом к музыке или танцам. Кому-то из-за особенностей здоровья сложно ходить, и он пользуется для этого специальным оборудованием, а у кого-то в крови есть лишняя хромосома, как у тебя – синдром Дауна. И это делает человека особенным! Такой механизм помогает детям объяснять, что такое инвалидность – говорить не про ограничения, а про уникальность.

Да, мальчик или девочка не могут ходить, потому что у них проблемы с ножками. Могут непонятно для других себя вести – например, громко демонстрируя напряжение при аутизме. Но с ними классно дружить, они обладают другими талантами, могут быть способными художниками. Важно говорить об этом через призму многообразия и разнообразия мира. Здорово, если родители начнут объяснять это детям с детства. Если сложно подобрать слова, можно подавать информацию через мультики, игры. Сейчас даже кукла Барби есть с синдромом Дауна! В интернете можно найти мультфильм «Про Диму», который затрагивает основные вопросы детей с особенностями и поднимает тему дружбы, доброты и понимания. Важно не ограждать детей, а максимально демонстрировать разнообразие мира с самого детства. Ведь в будущем все страхи и внутреннее сопротивление перед темой инвалидности возникают от незнания. А знания об уникальности каждого человека формируют здоровую личность ребенка, и родители от этого только выиграют, когда в подростковом возрасте столкнутся, например, с непринятием у своего ребенка внешности, как это часто бывает. Если родители не будут боятся отдавать своих детей в систему инклюзивного образования, и они будут расти бок о бок со сверстниками с особенностями, понимая, что мир разнообразен, это точно принесет пользу всем сторонам.

 

Объясните, что не стоит помогать, если не просят

Антонина Змушко, заведующий кафедрой специальной и инклюзивной педагогики государственного учреждения образования «Академия образования»:

– Это точно не должна быть какая-то специальная беседа из разряда «нам надо серьезно поговорить», поскольку такая подача уже говорит об акцентировании внимания. А сегодня инклюзия рассматривается как естественный процесс, на котором не нужно делать акцент. Если дети задают вопросы, например, когда увидели другого ребенка в инвалидной коляске на детской площадке, необходимо ответить честно и откровенно. Рассказать про многообразие в обществе: у тебя есть такая особенность, а у этого мальчика или девочки другая.

Правила общения с людьми с инвалидностью в целом попадают в общие правила этикета. Если родитель с детства передает ребенку знания о том, что можно, а что неприемлемо в обществе, у него не будет проблем и вопросов в коммуникации со своими сверстниками с особенностями, и ему не придет в голову делать что-то, что другому может быть неприятно.

Это касается и желания помочь человеку с инвалидностью. Нужно понимать, что иногда эта помощь абсолютно не нужна, она может быть даже унизительной. Объясните ребенку, что без просьбы не нужно включаться и делать что-то, о чем тебя не просили. Например, считается неуважительным без разрешения трогать инвалидную коляску, ведь это личное пространство человека. Взрослый это чаще всего понимает, а ребенку иногда нужно и подсказать.

 

Передайте детям идею, что никто из нас не нуждается в жалости 

Вера Хитрюк, директор Института инклюзивного образования БГПУ имени Максима Танка:

– Я бы говорила детям о разнице, которая существует между людьми, особенностях, которые нас как-то характеризуют. И начала бы с внешних признаков: длина волос, цвет глаз, рост и так далее. А потом можно объяснить: есть некоторые особенности, которые иногда ограничивают общение, взаимодействие, участие в игре, возможности самостоятельно ходить, видеть, читать. Когда нас создавала природа, она придумала для нас самые разные формы. Иногда происходит так, что не все умеют ходить, как умеешь это делать ты. Бегать, прыгать так, как умеешь ты. Есть дети, которые не могут это делать самостоятельно, но при этом им нужно передвигаться, чтобы бывать в разных местах, посещать школу. Поэтому человечество придумало для них разные инструменты. Например, это может быть коляска. Скажи, пожалуйста, а что еще может быть? Такой вопрос переведет объяснение в дискуссию.

Добавьте, что когда мы встречаемся с человеком с особенностями развития, он нуждается в нашей поддержке. Поддержка может быть разной. Когда ты берешь его за руку и говоришь «давай вместе поиграем». Поддержка в том, чтобы поднять то, что упало, если тебя попросили помочь. Поддержка в том, чтобы спросить, куда бы ты хотел пойти. Быть может, мы сходим с тобой вместе?

Важно также передать детям идею, что никто из нас не нуждается в жалости. Предложите им подобрать другие слова, действия или поступки, которые мы бы хотели слышать или видеть по отношению к себе. Мы бы хотели, чтобы в отношении нас говорили «ой, как его/ее жалко»? Давай лучше подумаем, как поддержать, и спросим у другого, в какой поддержке ты нуждаешься? Что мне нужно сделать, чтобы изменилось твое настроение?

-Как быть учителю, если в классе появился ребенок с особыми образовательными потребностями?

-Самое главное – не произносить слово «диагноз». О том, что в классе появится ребенок с особыми образовательными потребностями, педагог узнает еще в июне. Сначала ему следует собрать родителей и при объявлении новости начать с Конституции нашей страны, которая гарантирует право на образование, и никто из нас не в праве отказать ребенку получать образование там, где родители приняли такое решение. Его задача, как учителя, подумать над тем, что сделать, чтобы включить ребенка в образовательный процесс и выстроить в классе атмосферу принятия. Подумать над тем, как для этого можно использовать ресурс всех родителей. Можно так и спросить: «Давайте подумаем вместе?». Более того, можно договориться с родителями, что сначала педагог поговорит с детьми, потом сообщит в родительском чате, что и как было сказано. И при общении с детьми на эту тему попросить родителей не отклоняться от этого плана и формулировок.