Семья – это главная опора для любого ребёнка, а для ребёнка с особенностями психофизического развития (ОПФР, или ОВЗ в российской практике) – тем более. Именно семья защищает его/ее права, дарит заботу и формирует среду для развития. Но вместе с радостью воспитания ребёнка родители могут столкнуться с эмоциональными, образовательными, социальными и даже финансовыми вызовами. Чтобы поддержать семьи, специалисты могут использовать ресурсный подход. Что это – рассказали в материале.

Что такое ресурсный подход?
Это подход, где семья рассматривается через призму всех доступных ресурсов – внутренних (навыки, социальные связи) и внешних (законодательные гарантии, службы сопровождения, материальная поддержка) –для поддержки ребенка и сохранения благополучия семьи. Ресурсный подход помогает понять, на что семья уже может опереться, где нужны дополнительные силы и какие возможности доступны вокруг. Знание о своих ресурсах важно, потому что оно снижает стресс, укрепляет уверенность родителей и позволяет вовремя подключать помощь, чтобы ребёнок рос в стабильной и заботливой среде.
Что делать, если ресурсов мало
В таких случаях семье предлагают комплексную, индивидуально подобранную поддержку, в том числе с участием специалистов разных направлений. Она может включать:
- помощь психолога или психотерапевта (а при необходимости и медикаментозную поддержку для родителей),
- юридические консультации о правах ребёнка и семьи,
- бесплатные очные или онлайн-консультации профильных специалистов,
- проверенные обучающие материалы и программы для родителей.
Ресурсный подход помогает семье не только «выстоять», но и развиваться, находить силы для радости и совместных успехов.
На что направлять усилия специалистов
Все ресурсы семьи можно условно разделить на две категории:
- Те, которые можно развивать и усиливать.
- И те, которые важно учитывать, но сложно изменить.
К первой категории относятся знания и умения родителей и их социальный капитал:
- эмоциональная устойчивость родителей и их готовность справляться со стрессом,
- знания о различных этапах развития ребенка, его поведенческих реакциях, эффективных методах воспитания, особенностях ухода за ребенком с ОПФР или инвалидностью, правовых гарантиях детям и семьям, предоставляемым государством
- социальные связи — от членов расширенной семьи до групп самоподдержки и родительских НГО до соседей и друзей,
- способность и желание адаптации дома и образовательной среды под потребности ребенка.
Ко второй категории относятся факторы, на которые повлиять почти невозможно:
- возраст ребёнка на момент постановки диагноза,
- тяжесть исходного нарушения,
- история и особенности семейного воспитания самих родителей
- базовые установки и убеждения семьи.
В зависимости от степени проявления все факторы можно рассматривать как сильные или как слабые стороны семьи. Специалисты советуют сосредотачивать усилия на изменяемых факторах, опираясь на имеющиеся сильные стороны. Работа с изменяемыми ресурсами помогает семье быстрее стабилизироваться, чувствовать себя увереннее и создавать условия, в которых ребёнок будет развиваться.
Роль просвещения
Информационно-просветительская работа повышает психолого-педагогическую компетентность родителей.
- Как успехи ребенка влияют на улучшение семейного климата, так и своевременная и квалифицированная работа с семьей позитивно отражается на его общем состоянии, влияет на развитие, – комментирует Олеся Вячеславовна Югова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая Молодежнойлабораторией инновационных технологий в персонализированном образовании Московского педагогического государственного университета.
Опыт Беларуси: социальный патронат как ресурс для семьи
В Беларуси важной частью ресурсного подхода к поддержке семей является социальный патронат – услуга, регламентированная постановлением Министерства труда и социальной защиты № 84 от 01.12 2017г.
Социальный патронат – это не разовая помощь, а системная поддержка семьи, которая включает:
- комплексное межведомственное сопровождение;
- оценку потребностей ребёнка и всех членов семьи;
- привлечение специалистов образования, здравоохранения, социальных служб, комиссий по делам несовершеннолетних и других структур.
Координируют эту работу территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН). А благодаря совместной работе социальных работников, врачей, педагогов, психологов и родителей улучшается качество услуг по поддержке семьи.
Пилотный проект 2019 года
В 2019 году Международное благотворительное общественное объединение «Поможем детям вместе»совместно с ЮНИСЕФ в Беларуси запустили проект
«Социальный патронат семей с детьми с особенностями психофизического развития».
Цель проекта – выявить потребности семей и создать модель патроната, основанную на принципах:
- индивидуального подхода,
- систематичность,
- непрерывность сопровождения с рождения ребёнка.
В пилоте участвовали 15 семей Гомельской области. Проект позволил:
- определить не только трудности, но и ресурсный потенциал семей;
- выстроить патронат под реальные потребности каждой семьи;
- помочь родителям социализироваться: появились регулярные встречи и «клуб по интересам».
Кроме того, специалисты разработали рекомендации к стандартам социального патроната для сопровождения семей, воспитывающих детей с ОПФР и пособие для сотрудников ТЦСОН, переданное в Республиканский институт профессионального образования (РИПО).
Помимо социального патроната, семьи ребенка с ОПФР и инвалидностью могут получить профессиональную помощь в Центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) и Центрах раннего вмешательства (ЦРВ), которые развиваются при техническом содействии ЮНИСЕФ и финансовой поддержке Правительства Российской Федерации и работают по всей стране. Кроме того, растет число учебных заведений, где дети с ОПФР могут получать образование и поддержку специалистов.
В нашей стране есть много способов получить квалифицированную и бесплатную психологическую помощь, в частности:
1.Социально-педагогические центры (СПЦ), куда можно обратиться с ситуациями детско-родительских отношений, вопросами проблемного поведения ребенка. Причем получить консультацию в СПЦ могут не только родители, но и подростки.
2.Бесплатные телефонные линии, где помогут в кризисной ситуации:
- детская телефонная линия – 8-801-100-16-11 (ежедневно, круглосуточно)
- линия в Республиканском центре психологической помощи – 8-017-300-10-06
3.Центры, дружественные подросткам, которые работают по всей Беларуси и оказывают в том числе психологическую помощь в формате консультаций. Найти центр в своем городе можно на сайте www.junior.medcenter.by
4.Онлайн-платформа www.talk2ok.by, где подростки, начиная с 14 лет, могут получить помощь в виде онлайн-консультаций – в формате аудио- и видеочатов. Также на платформе работают равные консультанты, если ребенок захочет обсудить свою проблему со сверстником. Эту платформу создали эксперты Республиканского центра психологической помощи БГПУ вместе с ЮНИСЕФ в Беларуси.
- Бесплатное мобильное приложение Bebbo — это интерактивный гид, разработанный командой ЮНИСЕФ, который сопровождает родителей с момента рождения ребенка до его первого дня в школе (от 0 до 6 лет). В режиме 24/7 “на связи” с родителями врачи, психологи и эксперты по созданию безопасной среды вокруг малыша. Они дают практические советы на тему психологического благополучия, рекомендации по профилактике выгорания и ухода за собой.
Также поддержку семьям, воспитывающим ребенка с ОПФР и инвалидностью, готовы оказать родительские организации:
- ОО «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам» (ОО
- «БелАПДИиМИ»), +375173200388.
- Международная благотворительная ОО «Дети. Аутизм. Родители» (МБОО «Дети. Аутизм.Родители»), +375154528412.
- Молодежное общественное объединение «Даун Синдром» (МОО «Даун Синдром»), +375173904057.
- 8 Республиканское социально-благотворительное общественное объединение «Даун Синдром. Инклюзия», +375172896804.
И общественные организации людей с инвалидностью:
- ОО «Белорусское общество инвалидов» (ОО «БелОИ»), +375173230879.
- ОО «Белорусское общество глухих» (ОО «БелОГ»), +375173635729.
- ОО «Белорусское товарищество инвалидов по зрению» (ОО «БелТИЗ»), +375173542480.
- ОО «Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников» (ОО «РАИК»), +375172911089.
Справочно:
Материал создан при содействии Детского фонда (ООН) ЮНИСЕФ в Беларуси в рамках проекта «Инклюзивное образование: благоприятная среда для развития каждого ребенка», который реализуется совместно Министерством образования Республики Беларусь и ЮНИСЕФ в Беларуси при финансовой поддержке Правительства Российской Федерации.