РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ: ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

Базальная стимуляция – это метод комплексного педагогического воздействия интенсивными раздражителями с целью оказания ребенку помощи в осознании собственного тела, понимании жизненно важных ситуаций, связанных с удовлетворением личных потребностей (определение А. Фрейлих).

Базальная стимуляция используется для детей, у которых самостоятельная сенсорная и двигательная деятельность крайне ограничена и их опыт в области взаимодействия с окружающим миром полностью зависит от помощи других людей. Стимуляция осуществляется во всех областях ощущений (тактильной, кинестетической, зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой).

Фото UNICEF

Базальная стимуляция помогает обеспечить ребенку:

  • ощущение собственного тела;
  • отделение своего тела от окружающих объектов;
  • развитие и использование имеющихся двигательных возможностей;
  • установление контакта с окружающими;
  • развитие коммуникации;
  • развитие собственной активности;
  • подготовку к выполнению простых действий;
  • развитие навыков самообслуживания.

Любая стимуляция должна базироваться и использоваться только в процессе взаимодействия взрослого с ребенком. Стимуляция может быть включена в рутину жизнедеятельности ребенка, например, предваряя одевание, кормление, купание, игру, а также медицинские манипуляции.

Чтобы базальная стимуляция была успешной, нужно соблюдать некоторые условия. У родителей должно быть четкое понимание того, с какой целью они проводят стимуляцию. Для этого необходимо:

  • оценить актуальные потребности ребенка;
  • учитывать состояние малыша (ребенок не должен испытывать боль, голод, жажду или хотеть спать);
  • наблюдать и позитивно подкреплять стимуляцию тех зон и теми стимулами, которые нравятся ребенку;
  • максимально использовать ситуации ухода (стимуляция с помощью воды, крема, предметов туалета, одежды);
  • обеспечивать восприятие материалов разной фактуры частями тела (ноги, руки, спина, лицо);
  • помогать в ситуации самостимуляции (нога ногой, рука рукой, лицо рукой), например, использовать руки ребенка для целенаправленных действий (смазывание кремом при помощи рук ребенка, поглаживание тела его рукой, ощупывание еды).

Соматическая базальная стимуляция

Соматическая базальная стимуляция направлена на развитие телесной чувствительности посредством прикасаний. Для соматической стимуляции можно использовать вспомогательные материалы, включающие предметы окружающей среды, средства ухода, различные фактуры из различных материалов:

  • губки;
  • массажные перчатки;
  • перчатки из различных тканей;
  • платки или ткани различной фактуры (махровые, хлопковые, шелковые, велюровые);
  • полотенца;
  • подушечки с различными наполнителями;
  • щетки;
  • мягкие игрушки;
  • фен.

Соматическая стимуляция используется в ежедневных рутинах по уходу за ребенком. Она создает условия для более теплого и доверительного отношения, при выполнении гигиенических процедур, таких как кормление, одевание и раздевание. Процедура может длиться 5-15 минут в зависимости от возраста ребенка и количества охватываемых областей тела.

При проведении соматической симуляции необходимо соблюдать правила:

— прикасания должны быть уверенными, непрерывными, контрастными и симметричными в отношении парных частей тела;

— прикасания должны выполняться каждый раз в одной и той же последовательности и направлении, они не должны быть неожиданными для ребенка.

Для детей с ТМНР рекомендуется проводить стимуляцию в следующей последовательности:

  • туловище;
  • конечности (руки, ноги);
  • лицо.

Соматическая стимуляция (тактильная) в виде касаний должна начинаться с туловища, от плечевого пояса к поясничному отделу и постепенно переходить на конечности. Стимуляция рук должна осуществляться в направлении снизу вверх, от кисти рук к плечам. Стимуляция ног – сверху вниз, от бедра к стопе. Касания поверхности лица должны выполняться исходя из принципа движения изнутри наружу.

При проведении стимуляции руки взрослого должны быть теплыми, расслаблены и свободно скользить по телу. Все прикасания должны проводиться медленно и ритмично. На ровных и обширных поверхностях тела (спине, животе, груди) применяются плоскостные виды прикасаний, кисти рук должны быть расслаблены, пальцы выпрямлены и сомкнуты. Следует избегать нажатий на позвоночник. Для стимуляции рук и ног необходимо использовать охватывающие прикасания расслабленной кисти руки, при этом большой палец отведен в сторону, а остальные сомкнуты.

Вестибулярная базальная стимуляция

Вестибулярная базальная стимуляция направлена на развитие равновесия тела в состоянии покоя и при движении в трех основных направлениях:

  • в горизонтальной плоскости вправо-влево;
  • в вертикальной плоскости верх вниз;
  • поступательно-возвратные движения вперед и назад.

Вспомогательными средствами во время вестибулярной стимуляции могут быть предметы окружающей среды, средства ухода, различные фактуры из различных материалов, а также:

  • надувные матрасы;
  • мячи;
  • круги;
  • шины;
  • бревна;
  • качели;
  • гамаки;
  • подвесные лежанки-платформы;
  • батут;
  • пружинные матрацы;
  • подушки.

Вестибулярная стимуляция должна осуществляться при помощи покачивания и поворачивания тела и его отдельных частей. Повороты надо делать медленно, необходимо стабилизировать движение головы ребенка для свободного обзора. Восприятие положения тела в пространстве и сохранение равновесия можно формировать при помощи следующих упражнений:

  • медленные повороты и наклоны головы;
  • покачивание ребенка в позе эмбриона;
  • повороты туловища в стороны;
  • повороты со спины на живот;
  • встряхивание рук и ног;
  • приведение тела в вертикальное положение;
  • различного рода покачивания на коленях, гимнастическом мяче, гамаке, качелях.

Длительность вестибулярной стимуляции определяется индивидуально исходя из самочувствия ребенка.

Вибрационная базальная стимуляция

Вибрационная базальная стимуляция – это развитие чувствительности к колебаниям воздуха, вызываемыми движущимися или звучащими предметами. Этот вид чувствительности можно назвать «контактным слухом».

Для проведения вибрационной стимуляции можно использовать:

  • вибрирующие игрушки;
  • механические игрушки;
  • музыкальные инструменты;
  • электрические приборы, зубную щетку;
  • фен.

Вибрационную стимуляцию можно начинать с удаленных от туловища частей тела, с фаланг пальцев ног или рук. Вибрационная стимуляция выполняется на твердой поверхности в положении ребенка лежа на спине. Рекомендуется использовать механические вибрации с частотой колебаний от 10 до 200 Гц. Время и дозировка воздействия должна быть индивидуальной, в зависимости от самочувствия ребенка. Продолжительность по времени не более 15 минут.

Зрительная стимуляция

Зрительная стимуляция – это развитие остаточного зрения с использованием ярких контрастных стимулов и организации зрительной среды. Для зрительной стимуляции можно использовать:

  • контрастные предметы;
  • черно-белые стимулы;
  • большие по размеру стимулы;
  • светящиеся предметы и игрушки;
  • люминесцентные игрушки.

При проведении зрительной стимуляции необходимо, общаясь с ребенком, максимально приближать свое лицо, можно дополнительно подсветить лицо, чтобы ребенок мог его лучше рассмотреть. Домашнюю среду, в которой находится ребенок, следует оснастить зрительными стимулами, привлекающими внимание ребенка.

Базальная коммуникация

Базальная коммуникация необходима, чтобы любой, кто ухаживает за ребенком, мог распознать признаки того, как он себя чувствует, что ему особенно нравится, а что он отвергает. Состояние может выражаться в усиленном произнесении отдельных звуков, двигательном беспокойстве, крике, определенных движениях, направлении взгляда.

Коммуникация в процессе базальной стимуляции направлена на то, чтобы вызвать у ребенка реакцию на воздействие, правильно эту реакцию интерпретировать и соответствующим образам погасить или укрепить. Развивать навыки коммуникации необходимо как можно раньше.

Взрослым необходимо предлагать ребенку различные стимулы:

  • звуковые;
  • зрительные;
  • обонятельные;
  • тактильные.

С помощью данных стимулов взрослый готовит ребенка к активному взаимодействию, предоставляя ребенку прочувствовать, осознать, что ему нравится или не нравится и попытаться дать ответ в любой доступной форме. В свою очередь взрослый должен быть чувствительным и отзывчивым к сигналам ребенка.

Можно предлагать ребенку выбор из двух контрастных стимулов (мягкая игрушка или колючая щетка). Если ребенку нравится мягкая игрушка, он попытается совершить какое-либо движение или подать голосовой сигнал. Если предмет ему не нравится, он попытается оттолкнуть или разжать пальцы, тем самым он дает понять, что колючий предмет ему не нравится. Задача взрослого наблюдать за действиями малыша, поддерживать их, давая понять, что действия ребенка (выражение лица, интонация голоса и т. д.) несут для нас некий смысл. При многократном повторении таких ситуаций, у ребенка будет формироваться определенная основа для развития коммуникации. Этот процесс можно представить в виде цепочки:

Приятно – Неприятно

Нравится – Не нравится

Хочу – Не хочу

Да – Нет

Данные понятия являются основой для развития навыков коммуникации, которые помогут ребенку научиться общаться с окружающими, сообщать о своих желаниях. Общение с ребенком не должно происходить только в специально организованных ситуациях, общение может возникать на улице, в гостях, в поликлинике и других местах.

Полезная литература

  1. Запрещенное горе. Об ожиданиях и горе, связанных с ребенком, родившимся с функциональными ограничениями.
  2. Бакк, А., К. Забота и уход: Книга о людях с задержкой умственного развития / А. Бакк, К. Грюневальд; пер. со шведск. Ю. Колесовой. – СПб : ИРАВ, 2001.-360 с.
  3. Бояршинова О. С. Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития / О. С. Бояршинова, А. М. Пайкова и др.; под ред. А. Л. Битовой, О. С. Бояршиновой. – М.: Теревинф, 2018. – 114 с. 
  4. Гайдукевич, С. Е. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Пособие для педагогов и родителей. / С. Е. Гайдукевич [и др.]; науч. ред. Гайдукевич С. Е. – Мн. : УО «БГПУ им. М. Танка», 2007. – 144 с. 
  5. Кожевникова, Е. В., Клочкова Е. В. Нет «необучаемых детей» : Книга о раннем вмешательстве / Е.В. Кожевникова, Е.В. Клочкова . –СПб. : КАРО, 2007 – 352 с.

Материал подготовлен специалистами Ресурсного центра раннего вмешательства.