Каждый ребенок любит играть, но игры для детей раннего возраста с диагностированными зрительными нарушениями должны быть организованы по определенным правилам.
Помещение, где будет проходить игра, должно быть хорошо освещенным. Перед началом игры ребенку необходимо время для того, чтобы сориентироваться в помещении, внимательно изучить все вокруг себя. Ребенку рекомендуется предлагать четкие тактильные, зрительные и слуховые ориентиры. Подготовить специальную среду, усиливающую шумы, можно используя слуховые раздражители при помощи доски-резонатора по методу Л. Нильсен. Ребенка с нарушением зрения можно укладывать на резонаторную доску, представляющую собой фанеру толщиной 4 мм в виде квадрата, по всем сторонам которого прикреплены планки толщиной 3 см. Размеры доски в зависимости от возраста и роста ребенка могут быть 120х120 см или 150х150 см. Таким образом, доска-резонатор представляет собой невысокий помост, при игре на котором ребенок будет получать более яркие слуховые сигналы при движениях, перемещениях, действиях с игрушками.
Доску-резонатор можно украсить контрастными лентами и мозаичными фигурами, но следует помнить, что большое количество деталей уменьшает резонанс (резонансный эффект возникает за счет полости между доской и полом). В результате каждый звук, издаваемый ребенком, усиливается и лучше воспринимается ребенком. Со временем ребенок начинает понимать, что шумы, которые он слышит, он сам же и создает. Обратная связь активизирует двигательные функции, а это, в свою очередь, дает возможность ребенку слышать больше. Различные звуковые отражатели вокруг доски-резонатора могут быть сделаны из простых вещей (пустая корзина, таз и зеркало). Пластмассовая или металлическая миска, мяч, звенящие колокольчики, подвешенные над головой ребенка, способствуют формированию у него понятия средней линии, которое будет расширяться, когда ребенок будет учиться находить предметы вокруг себя и над собой, а так же узнавать голоса отца и матери на расстоянии.
Для стимуляции тактильных ощущений ребенка предварительно раздевают (для получения ощущения от всего тела), укладывают на тканевые поверхности с различной текстурой: шелковые, хлопчатобумажные, бархатные, вельветовые, тюлевые и другие ткани. Можно сделать для ребенка специальное одеяло, сшитое из лоскутов тканей с различной текстурой. По краям одеяла можно пришить колечки, пуговицы, шарики от погремушек, веревочки, бубенчики и т.п. Укладывать ребенка на одеяло надо так, чтобы он находился в разных положениях: на животе, на спине или на боку. Если у ребенка есть остаточное зрение, то кусочки ткани, расположенные рядом друг с другом, должны иметь не только тактильный контраст (достаточно резко отличаться по текстуре), но и зрительный (например, один черный и бархатный, другой белый и шелковый).
Во время игры на улице необходимо определить границы и размеры игровой площадки, установить ограничительные ориентиры (линии из травяного покрова или из гравия, канавки, засыпанные песком, резиновые коврики, асфальтированные дорожки и прочее, широкие яркие контрастные (желтые или белые) линии и т.п.). Игровая площадка должна быть ровной, без кустарников, пней и камней. Взрослому следует предупреждать малыша об опасности, ориентировать играющих детей, задавать нужное направление при помощи сигнала (например, с помощью свистка, колокольчика и др.).
Во время игры и общения с ребенком с нарушениями зрения взрослый может надевать контрастную одежду (полосатая тельняшка, халат тигровой или леопардовой окраски и т.д.), яркие украшения и прочее. Если ребенка кормят из бутылочки, для этого можно сделать на нее полосатый чехол, либо контрастно разрисовать ее, можно перед каждым кормлением надевать на бутылочку разноцветные резинки.
Детям с нарушениями зрения следует предлагать озвученные игрушки (колокольчики, погремушки, бубен, озвученный мяч, детское пианино, свисток и др.); яркие, контрастные и красочные игрушки (черно-белые контрасты, сочетания оранжевого и зеленого, красного и желтого цвета). Например, на игрушках могут быть изображены контрастные черно-белые рисунки.
Игрушки, предлагаемые детям с нарушениями зрения, должны отвечать определенным гигиеническим требованиям. Их должно быть легко мыть, а краска, покрывающая игрушку, должна быть прочной и не токсичной. Обследуя игрушку, дети с нарушениями зрения обращают внимание на малейшую шероховатость, на швы и места соединения деталей. А небрежно выполненная игрушка иногда затрудняет формирование у ребенка образа и не вызывает желания играть с ней. Неприемлемыми для детей с нарушениями зрения являются игрушки из очень мягких материалов, так как при нажатии на такую игрушку изменяется ее форма. Это значительно затрудняет создание у ребенка правильного образа игрушки. Например:
- мяч должен иметь ровную поверхность и быть немного тяжелее волейбольного, т.к. тяжелый мяч лучше воспринимается детьми с нарушениями зрения;
- куклу для игры следует выбирать упругую, с четкими, выразительными и удобными для ощупывания частями тела, с яркой, контрастной одеждой. Голова, руки и ноги куклы должны быть подвижными;
- машинки должны быть контрастные, яркие, с четко очерченными деталями (колеса, кабина, кузов и т.д.).
Можно организовать игры с манной, гречневой, рисовой, кукурузной крупами, горохом, чечевицей, фасолью. Игры с различными видами круп развивают осязание детей, мелкую моторику рук, стимулируют речевое и умственное развитие. Желательно постепенно знакомить детей с разнообразными видами круп, при этом следует начинать с самой мелкой, обеспечив, таким образом, разнообразие ощущений. Но не стоит забывать, что такие игры с крупами обязательно должны проходить под контролем взрослого. Игры с крупами могут быть разнообразными, в зависимости от возраста и развития ребенка: можно прятать и искать в крупе какие-либо игрушки, можно строить из круп горочки, делать дорожки, лужайки, речки и т.д., можно заполнять емкости (частично или целиком), узнавать крупу по звуку или наощупь и т.д.
Дети с нарушениями зрения быстро истощаются, воспринимая игры на слух, поэтому чрезмерные физические нагрузки для таких детей не рекомендуются.
Какие игрушки подойдут для детей раннего возраста с нарушениями зрения?
- Звуковые игрушки: погремушки, колокольчики, бубен, звуковой мяч и др.
- Музыкальные игрушки: ксилофон, детское пианино, барабан, дудочка, детский набор музыкальных инструментов.
- Пирамидки, матрешки, вкладные шары, кубики или стаканчики.
- Машинки.
- Резиновый мяч средних размеров.
- Игрушечные автомобили, сидя на которых дети передвигаются, отталкиваясь ногами от земли, а также лошадки на колесиках.
- Заводные игрушки: волчок, клюющий цыпленок, черепашка и другие игрушки-забавы.
- Упругая кукла средних размеров, примерно 20-30 см.
- Игрушечные животные, изготовленные из различных материалов.
- Книжки-игрушки.
- 3Д-паззлы.
- Доски-вкладыши.
- Домики с ключиками и фигурными отверстиями.
- Игрушки-муляжи (фрукты, овощи, ягоды).
- Детская посудка.
- Игрушки, изготовленные самостоятельно.
Литература по теме:
- Брамбринг, М. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье / М. Брамбринг. – М. : Академия, 2003. – 144 с.
- Игры и игрушки для детей дошкольного возраста / ред. Н. С. Плахина. – М. : РГБС, 2007. – 36 с.
- Наши слепые дети : Рекомендации по воспитанию слепых детей в первые годы жизни / науч. ред. Е. Подколзина. – М.: РГБС, Б. г. – 65 с.
- Солнцева, Л. Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родителям : практ. пособие / Л. И. Солнцева, С. М. Хорош. – М. : Экзамен, 2004. – 128 с.
- Специальная дошкольная педагогика : учеб. пособие / под ред. Е. А. Стребелевой. – М. : Академия, 2002. – 312 с.
Материал подготовлен специалистами Ресурсного центра раннего вмешательства.