КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Каждый ребенок любит играть, но игры для детей раннего возраста с диагностированными зрительными нарушениями должны быть организованы по определенным правилам.

Помещение, где будет проходить игра, должно быть хорошо освещенным. Перед началом игры ребенку необходимо время для того, чтобы сориентироваться в помещении, внимательно изучить все вокруг себя. Ребенку рекомендуется предлагать четкие тактильные, зрительные и слуховые ориентиры. Подготовить специальную среду, усиливающую шумы, можно используя слуховые раздражители при помощи доски-резонатора по методу Л. Нильсен. Ребенка с нарушением зрения можно укладывать на резонаторную доску, представляющую собой фанеру толщиной 4 мм в виде квадрата, по всем сторонам которого прикреплены планки толщиной 3 см. Размеры доски в зависимости от возраста и роста ребенка могут быть 120х120 см или 150х150 см. Таким образом, доска-резонатор представляет собой невысокий помост, при игре на котором ребенок будет получать более яркие слуховые сигналы при движениях, перемещениях, действиях с игрушками. 

Доска-резонатор (метод Л. Нильсен)

Доску-резонатор можно украсить контрастными лентами и мозаичными фигурами, но следует помнить, что большое количество деталей уменьшает резонанс (резонансный эффект возникает за счет полости между доской и полом). В результате каждый звук, издаваемый ребенком, усиливается и лучше воспринимается ребенком. Со временем ребенок начинает понимать, что шумы, которые он слышит, он сам же и создает. Обратная связь активизирует двигательные функции, а это, в свою очередь, дает возможность ребенку слышать больше. Различные звуковые отражатели вокруг доски-резонатора могут быть сделаны из простых вещей (пустая корзина, таз и зеркало). Пластмассовая или металлическая миска, мяч, звенящие колокольчики, подвешенные над головой ребенка, способствуют формированию у него понятия средней линии, которое будет расширяться, когда ребенок будет учиться находить предметы вокруг себя и над собой, а так же узнавать голоса отца и матери на расстоянии. 

Для стимуляции тактильных ощущений ребенка предварительно раздевают (для получения ощущения от всего тела), укладывают на тканевые поверхности с различной текстурой: шелковые, хлопчатобумажные, бархатные, вельветовые, тюлевые и другие ткани. Можно сделать для ребенка специальное одеяло, сшитое из лоскутов тканей с различной текстурой. По краям одеяла можно пришить колечки, пуговицы, шарики от погремушек, веревочки, бубенчики и т.п. Укладывать ребенка на одеяло надо так, чтобы он находился в разных положениях: на животе, на спине или на боку. Если у ребенка есть остаточное зрение, то кусочки ткани, расположенные рядом друг с другом, должны иметь не только тактильный контраст (достаточно резко отличаться по текстуре), но и зрительный (например, один черный и бархатный, другой белый и шелковый).

Во время игры на улице необходимо определить границы и размеры игровой площадки, установить ограничительные ориентиры (линии из травяного покрова или из гравия, канавки, засыпанные песком, резиновые коврики, асфальтированные дорожки и прочее, широкие яркие контрастные (желтые или белые) линии и т.п.). Игровая площадка должна быть ровной, без кустарников, пней и камней. Взрослому следует предупреждать малыша об опасности, ориентировать играющих детей, задавать нужное направление при помощи сигнала (например, с помощью свистка, колокольчика и др.).

Во время игры и общения с ребенком с нарушениями зрения взрослый может надевать контрастную одежду (полосатая тельняшка, халат тигровой или леопардовой окраски и т.д.), яркие украшения и прочее. Если ребенка кормят из бутылочки, для этого можно сделать на нее полосатый чехол, либо контрастно разрисовать ее, можно перед каждым кормлением надевать на бутылочку разноцветные резинки.

Детям с нарушениями зрения следует предлагать озвученные игрушки (колокольчики, погремушки, бубен, озвученный мяч, детское пианино, свисток и др.); яркие, контрастные и красочные игрушки (черно-белые контрасты, сочетания оранжевого и зеленого, красного и желтого цвета). Например, на игрушках могут быть изображены контрастные черно-белые рисунки.

Контрастные черно-белые рисунки на игрушках

Игрушки, предлагаемые детям с нарушениями зрения, должны отвечать определенным гигиеническим требованиям. Их должно быть легко мыть, а краска, покрывающая игрушку, должна быть прочной и не токсичной. Обследуя игрушку, дети с нарушениями зрения обращают внимание на малейшую шероховатость, на швы и места соединения деталей. А небрежно выполненная игрушка иногда затрудняет формирование у ребенка образа и не вызывает желания играть с ней. Неприемлемыми для детей с нарушениями зрения являются игрушки из очень мягких материалов, так как при нажатии на такую игрушку изменяется ее форма. Это значительно затрудняет создание у ребенка правильного образа игрушки. Например:

  • мяч должен иметь ровную поверхность и быть немного тяжелее волейбольного, т.к. тяжелый мяч лучше воспринимается детьми с нарушениями зрения;
  • куклу для игры следует выбирать упругую, с четкими, выразительными и удобными для ощупывания частями тела, с яркой, контрастной одеждой. Голова, руки и ноги куклы должны быть подвижными;
  • машинки должны быть контрастные, яркие, с четко очерченными деталями (колеса, кабина, кузов и т.д.).
Фото UNICEF

Можно организовать игры с манной, гречневой, рисовой, кукурузной крупами, горохом, чечевицей, фасолью. Игры с различными видами круп развивают осязание детей, мелкую моторику рук, стимулируют речевое и умственное развитие. Желательно постепенно знакомить детей с разнообразными видами круп, при этом следует начинать с самой мелкой, обеспечив, таким образом, разнообразие ощущений. Но не стоит забывать, что такие игры с крупами обязательно должны проходить под контролем взрослого. Игры с крупами могут быть разнообразными, в зависимости от возраста и развития ребенка: можно прятать и искать в крупе какие-либо игрушки, можно строить из круп горочки, делать дорожки, лужайки, речки и т.д., можно заполнять емкости (частично или целиком), узнавать крупу по звуку или наощупь и т.д.

Дети с нарушениями зрения быстро истощаются, воспринимая игры на слух, поэтому чрезмерные физические нагрузки для таких детей не рекомендуются.

Фото UNICEF

Какие игрушки подойдут для детей раннего возраста с нарушениями зрения?

  1. Звуковые игрушки: погремушки, колокольчики, бубен, звуковой мяч и др. 
  2. Музыкальные игрушки: ксилофон, детское пианино, барабан, дудочка, детский набор музыкальных инструментов.
  3. Пирамидки, матрешки, вкладные шары, кубики или стаканчики.
  4. Машинки.
  5. Резиновый мяч средних размеров.
  6. Игрушечные автомобили, сидя на которых дети передвигаются, отталкиваясь ногами от земли, а также лошадки на колесиках.
  7. Заводные игрушки: волчок, клюющий цыпленок, черепашка и другие игрушки-забавы.
  8. Упругая кукла средних размеров, примерно 20-30 см.
  9. Игрушечные животные, изготовленные из различных материалов.
  10. Книжки-игрушки.
  11. 3Д-паззлы.
  12. Доски-вкладыши.
  13. Домики с ключиками и фигурными отверстиями.
  14. Игрушки-муляжи (фрукты, овощи, ягоды).
  15. Детская посудка.
  16. Игрушки, изготовленные самостоятельно.

Литература по теме:

  1. Брамбринг, М. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье / М. Брамбринг. – М. : Академия, 2003. – 144 с.
  2. Игры и игрушки для детей дошкольного возраста / ред. Н. С. Плахина. – М. : РГБС, 2007. – 36 с.
  3. Наши слепые дети : Рекомендации по воспитанию слепых детей в первые годы жизни / науч. ред. Е. Подколзина. – М.: РГБС, Б. г. – 65 с. 
  4. Солнцева, Л. Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родителям : практ. пособие / Л. И. Солнцева, С. М. Хорош. – М. : Экзамен, 2004. – 128 с.
  5. Специальная дошкольная педагогика : учеб. пособие / под ред. Е. А. Стребелевой. – М. : Академия, 2002. – 312 с.

 

Материал подготовлен специалистами Ресурсного центра раннего вмешательства.