КАК ОРГАНИЗОВАТЬ СРЕДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Для того, чтобы максимально вести независимую жизнь, ребенку с расстройствами аутистического спектра необходимо получать поддержку развития своих способностей и навыков. Специалистам и родителям следует «прислушиваться» к детям и создавать им такое окружение, которое компенсирует дефицит и трудности, вызванные аутистическими нарушениями.

У людей с аутизмом нарушена способность структурировать в достаточной степени отдельные аспекты восприятия и понимать смысл происходящего. Окружающий мир кажется им хаотичным, непонятным, неопределенным. Поэтому успешная помощь со стороны взрослых должна начинаться с создания структуры извне. Структура поможет обработать полученный опыт, снизит страх и тревогу, обеспечит безопасную и эффективную игру и учебу.

Для детей с РАС любую помощь в структурировании следует предоставлять в визуальной форме, т.к. сильной стороной таких людей является визуальное восприятие. Визуальная структура может выражаться в форме визуальной организации пространства, времени, деятельности.

Структурирование пространства

Для структурирования пространства важно учитывать сенсорную восприимчивость детей с РАС и сократить отвлекающие факторы. Взрослые могут организовать игровое или учебное пространство с помощью защитных экранов, ширмы, отдельных комнат, индивидуальных столов. В комнатах должно быть мало раздражителей, что помогает предотвратить дополнительный стресс.

В любой структурированной среде следует выделить зону для самостоятельной игры, зону для занятий взрослого с ребенком, зону групповых занятий, зону отдыха, спокойную зону на случай истерики у ребенка.

Все эти зоны должны иметь визуальные четкие границы, чтобы ребенок с РАС понимал назначение данного участка пространства.

Структурирование времени

У детей с РАС вызывает большие сложности чувство времени, им тяжело сохранить обратимость различных видов деятельности в течение дня. Таких детей нужно информировать извне о событиях в течение дня, недели и т.д.

Визуальное расписание (распорядок дня) помогает ребенку с РАС стать более самостоятельным, ориентироваться в последовательности ежедневных событий, делать что-то по порядку. Визуальным расписанием может быть серия фотографий, картинок, надписей. Они могут отличаться по количеству действий и степени абстракции, но должны быть максимально понятными и подсказывать ребенку, что нужно выполнить.

Фото UNICEF

Расписание может находиться в определенном месте или быть переносимым (мобильным). Виды деятельности могут меняться ежедневно, но то, что стоит в расписании, должно соблюдаться в любом случае и служить ориентиром деятельности для ребенка.

Структурирование видов деятельности

При структурировании видов деятельности следует учитывать склонность людей с РАС к рутине. Для возникновения мотивации нужно, чтобы занятие (игра) воспринималось ребенком как развлечение. Если ребенку неясно, с чего начинать и к чему все приведет, вряд ли он отнесется к этой деятельности с большой охотой. Один из ключей к успеху в обучении ребенка новой игре – разделить ее на небольшие части и знакомить с каждой частью по отдельности. Подготовленные материалы и задания используются всегда в одной и той же последовательности: слева-направо (слева находятся невыполненные игры или задания, справа – выполненные задания), сверху-вниз (начало сверху – окончание внизу).

Фото UNICEF

Такое структурирование можно использовать для любого вида деятельности или игры (собирать мозаику или вместе сервировать стол и готовиться к приходу гостей). Опыт структурированной организации и использование систем презентации задания помогают улучшить общую продуктивность деятельности ребенка, повысить его мотивацию.

Часто у детей с РАС есть внутренняя мотивация для выполнения некоторых занятий и участия в играх, в то время как для других активностей требуется внешний стимул. Это не означает, что ребенок не может получить удовольствие от игры. Скорее всего, ребенок испытывает трудности с восприятием этого занятия. Как только ребенок вовлекается в игру, он лучше понимает, что от него требуется, а вместе с этим увеличивается и удовольствие. Так образуется определенная последовательность: повышение удовольствия приводит к увеличению вовлеченности, что в свою очередь приносит еще большее удовольствие. Задача взрослого на этом этапе – создать такие условия для игры или занятия и найти такие стимулы, которые доставляют удовольствие ребенку.

Создание структуры и использование подсказок и мотивационных стимулов должно быть помощью, а не сужением свободы действия человека с РАС. Оно должно помогать делать окружающий мир более предсказуемым и понятным, препятствовать возникновению неуверенности и потери ориентации, повышать степень самостоятельности.

Материал подготовлен специалистами Ресурсного центра раннего вмешательства.