БУЛЛИНГ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С АУТИЗМОМ: КАК ПОМОЧЬ И ПРЕДОТВРАТИТЬ

Буллинг (травля) – это всегда ненормально! Дети с расстройствами аутистического спектра подвергаются буллингу чаще, чем типично развивающиеся дети. Как определить признаки того, что ваш ребенок с расстройствами аутистического спектра подвергается травле, что можно с этим сделать, читайте в информационном материале.

Материал опубликован на aspergers.ru.

Травля и дети с расстройствами аутистического спектра

У детей с расстройством аутистического спектра (РАС) высок риск подвергнуться травле, особенно в обычных школах. Травля может пагубно сказаться на их самооценке, психическом здоровье, социальных навыках и успеваемости в школе.

Травля — это когда одни дети снова и снова дразнят других детей. Они делают так, чтобы задеть чьи-то чувства или убедиться, что кто-то остался вне игр или другой деятельности.

Примеры травли:

  • говорить гадости, обзывать людей или распространять о них гадкие истории;
  • исключать из общения, совместной деятельности;
  • бить и толкать людей, отбирать их вещи.

Обнаружить травлю бывает не так просто, особенно в отношении детей с РАС. У них не всегда есть речь, или они не знают, как понятно рассказать о происходящем.

Кроме того, дети с РАС не всегда осознают, что над ними издеваются, особенно когда травля носит неявный характер. Иногда дети с РАС считают, будто какой-то ребенок дразнит их, а на самом деле он просто пытается пообщаться или вместе поиграть.

© UNICEF/UN0150854/Gilbertson VII Photo

Признаки того, что ребенок с расстройствами аутистического спектра подвергается травле

Не существует универсального способа сразу узнать о травле. Реакция детей на буллинг зависит от степени его тяжести, от их характера. Но вот на какие признаки вам надо обратить внимание, если у вас ребенок с расстройством аутистического спектра.

Физические признаки:

  • у ребенка необъяснимые синяки, порезы и царапины;
  • он возвращается домой с поврежденными вещами, одеждой (или они пропадают);
  • он возвращайся домой голодным.

Признаки поведения:

  • ребенок не хочет ходить в школу;
  • он боится идти или ехать в школу;
  • падает школьная успеваемость.

Эмоциональные признаки:

  • ребенку снятся кошмары;
  • ребенок много плачет;
  • он злится или проявляет агрессию больше обычного;
  • он не хочет говорить о том, что случилось;
  • перепады настроения;
  • тревожность;
  • замкнутость;
  • заикание.

Другие признаки:

  • ребенок говорит, что плохо себя чувствует, жалуется на боль в животе;
  • у него изменяется питание и режим сна;
  • ребенок начинает дразнить других людей.

Если вы предполагаете, что ваш ребенок подвергается травле, вам необходимо поговорить с ним, а затем с его педагогами и, возможно, с одноклассниками.

Поговорите о травле с ребенком с расстройствами аутистического спектра

Cпросите своего ребенка том, что вызвало его огорчение. Если у ребенка ограниченная речь, можно попросить его нарисовать или показать при помощи картинок (карточек), что именно его тревожит.

График эмоций поможет вам понять, как ребенок чувствовал себя во время различных событий в течение дня. Создайте временную шкалу, перечислив на ней события дня в хронологическом порядке. Дайте ребенку карточки счастливых, грустных и сердитых лиц. Произнесите название занятия, начиная с самого начала дня, и попросите ребенка выбрать картинку с лицом, показывающим его самочувствие в то время.

Предпримите действия в школе, где учится ребенок с расстройствами аутистического спектра

© UNICEF/UN0148006/Gilbertson VII Photo

Если ваш ребенок с расстройством аутистического спектра подвергается травле, как можно скорее обратитесь в школу. Школы относятся к травле чрезвычайно серьезно. Учителя должны обучаться распознавать травлю и прекращать ее. Вместе с вами они должны попытаться предотвратить травлю в будущем.

Организуйте встречу с учителем вашего ребенка, администрацией школы, координатором по вопросам социального обеспечения или специалистами службы поддержки. Будете настойчивы, не проявляйте злость, это повысит успех встречи.

В ходе встречи объясните, как издевательства влияют на вашего ребенка, и выслушайте точку зрения школы. Взаимодействуя с персоналом школы, вы сможете определить время, место, учеников и виды деятельности, в которых риск травли ребенка наиболее вероятен.

Также спросите, что делает школа для предотвращения травли.
Например, есть ли там:

  • безопасные места для приема пищи детьми с РАС (библиотека, комнаты для шахматных или садоводческих кружков);
  • контролируемые безопасные места для детей с РАС, куда они могут пойти в случае необходимости;
  • сотрудник школы, которому можно сообщить о травле, ящик для сообщений о травле, если ребенок не хочет ни с кем говорить;
  • программа повышения осведомленности о РАС;
  • программы, помогающие детям с РАС развивать игровые и социальные навыки;
  • совместная социальная групповая деятельность, включающая детей с РАС;
  • система приятельской поддержки.

Перед завершением встречи убедитесь, что вы и школа выработали план, как справиться с ситуацией.

Организуйте дома поддержку ребенку с расстройствами аутистического спектра

Если над ребенком с расстройством аутистического спектра издеваются в школе, то дома ему нужны поддержка и любовь. Объясните ребенку, что в сложившейся ситуации нет его вины, что вы все уладите.

Помогите ребенку понять, что такое травля. Можно использовать ролевые игры или мультфильмы, чтобы показать разницу между издевательствами, несчастными случаями или недоразумениями. Также могут помочь Социальные Истории™.

Ребенку важно иметь возможность уйти от травли. Дайте ему список правил, которым нужно следовать. Например, улыбаться, общаться, пойти и сказать взрослым. Карточка-подсказка напомнит ему, что делать и с кем разговаривать, если над ним издеваются. Поместите туда текст, который нужно сказать учителю в случае травли. Составьте записку для учителя или письмо в ящик для сообщений о травле.

Убедитесь, что ваш ребенок знает, где находятся безопасные места в школе. Школьная карта с указанием безопасных мест поможет понять, куда идти.

Развивайте социальные навыки своего ребенка — это поможет понять, что делать и как справляться в различных ситуациях. Например, убедитесь, что ваш ребенок знает, что нужно сказать: «Остановись, мне это не нравится» и найти учителя, если его травят.

Поддержка друзей также защитит ребенка от издевательств. Организуя детские игры или другие социальные мероприятия, вы помогаете своему ребенку развивать дружеские отношения с детьми в школе и за ее пределами.

Что делать, если ваш ребенок с расстройствами аутистического спектра подвергает травле других детей

Иногда из-за социальных и эмоциональных трудностей дети с расстройствами аутистического спектра ведут себя как те, кто травит.

  • Убедитесь, что ваш ребенок знает, что такое травля. Помогите ребенку понять, что обзывать людей и исключать их из общения — издевательство.
  • Определите причину проблемы и постарайтесь выяснить, почему ребенок ведет себя именно так. Возможно, понадобится научить ребенка вести себя иначе. Например, просить содействия взрослых, если нужно включиться в групповую деятельность или игры. Тут вам может помочь классный руководитель ребенка, специалист по поддержке или психолог.
  • Поговорите с администрацией школы, педагогами о подходе к травле. Спросите, что вы можете сделать дома, чтобы поддержать этот подход. Регулярно звоните в школу, чтобы проверить, как ведет себя ваш ребенок, и спрашивайте, чем еще вы могли бы помочь.
  • Способствуйте развитию социальных навыков ребенка. Это поможет ему понять социальные правила и влияние его поведения на других людей. Поговорите со специалистами, работающими с ребенком, о каких-либо программах, которые могут ему помочь.
  • Поощряйте ребенка за позитивное социальное поведение, например за соблюдение очереди. И четко обозначайте последствия травли: например, если ваш ребенок не позволяет кому-то присоединиться к общей деятельности, то ему самому, возможно, придется пропустить это занятие.

Некоторые дети издеваются над другими детьми, потому что их тоже травят. Внимательно слушайте своего ребенка, так вы сможете вовремя узнать, что он подвергается буллингу.

Представленный выше материал — перевод текста «Bullying: children and teenagers with autism spectrum disorder».