КАМЕРНАЯ ОБСТАНОВКА И НЕТ ШУМНОЙ ТОЛПЫ. РЕПОРТАЖ ИЗ СВЕТЛОГОРСКОЙ ШКОЛЫ

В светлогорской школе №6 учатся всего 249 учеников. Обстановка здесь камерная: в школьных коридорах на переменах нет шумной толпы, в классах — не больше 22 человек. С 2010 года в школе стали создавать специальные классы, где могут обучаться дети с инвалидностью.

Оригинал материала опубликован на ranak.me.

За последние десять лет в обустройстве 6-й школы многое изменилось, появились ассистивные технологии — вспомогательные приборы и устройства, которые помогают детям с разными диагнозами лучше усваивать материал, свободно передвигаться и чувствовать себя равными со сверстниками.

— Наша школа была открыта в 1972 году, в то время учебные заведения строились без учета потребностей детей с инвалидностью, поэтому здесь высокие ступеньки, пороги, — рассказывает директор школы №6 Наталья Киселева. — Но с открытием специального класса мы начали создавать безбарьерную среду, которая помогла бы детям адаптироваться.

Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) в сотрудничестве с Министерством образования Республики Беларусь и при финансовой поддержке правительства Российской Федерации поддерживает инклюзию в школах Беларуси, обеспечивая учеников с инвалидностью необходимыми для учебы ассистивными приборами и средствами. Так, только с декабря 2020 года в школы страны было передано более 100 различных ассистивных устройств для 250 учеников с инвалидностью.

Сегодня по всему периметру движения детей на первом этаже школы появились поручни, для мальчиков и девочек с нарушением опорно-двигательного аппарата оборудовали туалеты.

В школе обучаются шесть детей, которые не могут передвигаться самостоятельно, и для них такая комфортная среда дает возможность сосредоточиться на учебе, не обращать внимание на трудности.

Детей с инвалидностью здесь приняли и полюбили

Первоклассниц Алису и Стасю знают буквально все. В школу они попадают не через центральный вход, а со двора. С недавних пор небольшая лестница больше не является для них препятствием — наклонная платформа помогает быстро преодолеть высоту ступенек. По школе девочки передвигаются с помощью специальных ходунков на колесиках.

— Вы бы видели, как реагируют дети, когда после приезда с реабилитации девочки возвращаются в класс. Бегут к ним навстречу: «Как мы соскучились! Как мы давно не виделись!», — рассказывает Наталья Киселева.

Девочки и правда открытые, веселые, общительные. И минуты не прошло после знакомства, а мы уже обсуждаем последние видео популярных детских каналов в YouTube. Алиса и Стася с удовольствием позируют фотографу, параллельно болтая между собой обо всем на свете.

Для Натальи Цыганковой, классного руководителя начальной школы, это не первые дети с инвалидностью в педагогической практике. В ее классе уже учились школьники с ДЦП и нарушением слуха, и сейчас эти ученики оканчивают 10-й класс.

— Детям с инвалидностью лучше равняться на сверстников, они тянутся за ними, — уверена Наталья Александровна.

Если в начале учебного года с малышами надо было проводить беседы, то сейчас одноклассники знают: Алиса и Стася идут в столовую первыми, и уже заранее выстраиваются так, чтобы пропустить девочек вперед.

— Сегодня у нас в школе для детей с инвалидностью создана безбарьерная среда, есть поручни, чтобы они могли работать у доски. Одной рукой держатся за них, а второй пишут мелом. Девчонкам тяжело подниматься по лестнице, и для них установлена наклонная платформа. В классе организованы индивидуальные рабочие места, утяжеленные и «растущие» стулья и парты. Все создано для их роста вместе с остальными детьми, — подытоживает Наталья Цыганкова.

Тренажер помогает слышать так же, как слышат сверстники

В этом учебном году в школе появился слухоречевой тренажер для 6-классника Ярослава. Эта ассистивная технология стала настоящим открытием. У мальчика потеря слуха третьей степени. Благодаря тренажеру он может слышать педагога примерно на таком же уровне, как и его сверстники.

— Когда мы впервые использовали тренажер, самое яркое впечатление для меня — это глаза Ярослава. Когда он услышал звук более четким, на лице была буря эмоций! — вспоминает учитель-дефектолог Юлия Демиденко.

Слухоречевой тренажер теперь регулярно включают в работу на индивидуальных коррекционных занятиях. Ярослав самостоятельно подключает и настраивает прибор. Наушники изолируют лишние шумы и слух акцентируется на том, что произносит ученик или педагог в микрофон. Одна из частей тренажера — вибро-тактильная, она позволяет почувствовать длину звука или правильный слог для ударения.

— Ни разу он не сказал, что меня не слышит или не понимает. Слухоречевой тренажер действительно помогает улучшить качество образовательного процесса, — объясняет учитель. — Благодаря прибору звуки воспринимаются четче и понятнее, сама речь становится более внятная. За счет микрофона Ярослав слышит и мою речь, и свою. Проговаривая вместе одно и то же слово, он слышит свои дефекты, и мы пытаемся их исправить. Чтобы был эффект, заниматься нужно каждый день хотя бы по 15 минут.

Юлия Демиденко, учитель-дефектолог

В планах у Юлии Александровны обучить пользоваться прибором других педагогов, чтобы Ярослав мог писать диктанты, лучше слышать на таких устных предметах, как география, история, литература.

В школе педагоги адаптируют учебную программу, чтобы Ярослав осваивал ее наравне с остальными.

— Инклюзия — это стирание грани между нормотипичными детьми и детьми с инвалидностью. Когда мы проявляем жалость к таким детям, мы их обижаем. Наша задача сделать так, чтобы они стремились к совершенству. Для кого-то в том, чтобы взять ручку и начертить прямую линию, нет ничего особенного. Для таких детей — это работа не одного дня и даже месяца. Наша задача сделать так, чтобы эти дети получили не только достойное образование, но могли быть конкурентоспособными, выходя из стен школы. Для нас важна их дальнейшая судьба, — заключает директор учреждения Наталья Киселева.

Наталья Киселева, директор школы

С 2019 года в школе №6 реализуется инновационный проект по профориентации для детей с нарушениями интеллекта. Для многих это шанс познакомиться с доступными профессиями, получить новые навыки, которые в дальнейшем, возможно, станут делом всей жизни.

Материал подготовлен в рамках информационной кампании «Просто дети в школе» в поддержку детей с инвалидностью и их семей. Одна из ключевых целей кампании — изменение отношения и поведения к праву детей с инвалидностью на качественное образование и социальную инклюзию.

Кампания «Просто дети в школе» реализуется Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) совместно с Министерством образования Республики Беларусь при финансовой поддержке правительства Российской Федерации.

Фото предоставлены ЮНИСЕФ в Беларуси