ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ ОБ ИГРЕ РЕБЕНКА

На разных этапах развития ребенок познает мир по-своему. Чтобы из беспомощного малыша превратиться в полноправного члена социума, ребенку нужно покатать по полу не одну машинку, накормить куклу не одним блюдом и научиться множеству других игр. Об особенностях игры детей разных возрастов рассказывает Антонина Судиловская — учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, СЕО CatZu.

Эмоциональное общение

В первые месяцы после рождения главным видом деятельности для ребенка является эмоциональное общение с мамой или человеком, ее заменяющим. Прикосновения, физический и речевой контакт с малышом помогают в развитии его эмпатии и последующем проявлении заботы о своих детях. Этот факт доказал американский психолог Гарри Харлоу. Ученый на примере обезьян показал, как замещение матери манекеном приводит к асоциальному поведению и утрате родительских инстинктов у особей, выращенных в подобных условиях.

Манипуляции с предметами

Следующая значимая ступень в развитии ребенка — предметно-манипулятивная деятельность.

Всем родителям знаком период, когда ребенок ощупывает, осматривает, пробует на вкус окружающие предметы. Это не бессмысленные действия. Это так мы, люди, познаем свойства окружающего мира. А после того, как наполнимся этой информацией, начинаем использовать предметы, исходя из их назначения.  

Именно поэтому в возрасте 1-1,5 лет дети длительное время выполняют однотипные действия: крутят в руках предметы, перекладывают их из руки в руку, бросают на пол, разрушают башенки и только после этого опыта кормят куклу ложкой и прокатывают машинку по дорожке. Родители должны понимать, что, запрещая подобные действия, они задерживают развитие ребенка. Неполный комплекс ощущений повлияет на формирование представлений о цвете, форме, величине, количестве. Ключевой задачей этого периода будет не отнять, а наоборот, максимально разнообразить жизнь годовасика безопасными впечатлениями.

Полноценная игра

Когда придет время полноценной игровой деятельности, можно продолжить проработку сенсорного опыта, покупая или создавая своими руками игрушки с различной текстурой и звуковыми эффектами.

Вот несколько примеров, на изготовление которых не потребуется много временных и материальных затрат:

— Непрозрачные одинаковые баночки или капсулы от киндер-сюрпризов наполнить до половины крупами: манкой, гречкой, фасолью. На каждую крупу по две емкости. Задача ребенка — поиск одинаково звучащих баночек.

— Три пары картонных квадратов 10х10 см. покрыть клеем и посыпать рисом, манкой и макаронами. На каждую текстуру по два квадрата. Ребенок с завязанными глазами ищет одинаковые на ощупь квадраты.

— Заполнить 6 мешочков песком, фасолью, желудями. По паре мешочков на каждую текстуру. Ребенок находит одинаковые мешочки и раскладывает подобранные пары в разные машинки или коробки.

По 3-5 игрушек в свободном доступе

При этом надо помнить о том, что много — не всегда хорошо. Знакомство с новинками лучше проводить в форме ритуала: убрать отвлекающие факторы и эмоционально презентовать игрушку. В ежедневном доступе ребенка 2-3-х лет может находиться от трех до пяти игрушек с различными характеристиками. Чтобы малыш не заскучал, взрослому надо включать фантазию и демонстрировать возможные варианты взаимодействия: кукла спит, кукла ест, кукла танцует, плачет, смеется, играет в прятки. Если ребенок не испытывает трудностей в развитии, то к трем годам он активно перенимает образец действий, предложенный взрослым.

Какой-то промежуток времени родители будут наблюдать в детской игре процессуальный характер: непрерывное прокатывание машинки, кормление или укачивание куклы, выстраивание и разрушение башни без развития сюжета. И это нормально. Любой приобретенный навык нужно автоматизировать, тем более такой значимый, как игра. Важно только, чтобы подобные действия не стали единственным игровым приемом после 4 лет. О задержке игровых процессов никто не предупреждает и не пишет, а зря. Ведь заметив особенности на любом из этапов,  можно вовремя скорректировать развивающую среду ребенка.

Предметы-заместители

В три года в игре появляются предметы-заместители. Например, ребенок может использовать палочку вместо ложки, кубик вместо машинки и любой прямоугольный предмет вместо телефона. Некоторых родителей такие действия могут настораживать. Тем не менее, это важный момент в развитии детского мышления, говорящий о возможности мозга производить элементарное абстрагирование, переносить свойства знакомых предметов на схожие по форме, размеру, цвету.

Родители могут развивать эту полезную способность предлагая следующие игры:

— Перед ребенком мишка и несколько продолговатых предметов (карандаш, палочка, соломинка для коктейля). Мишка заболел. Взрослый предлагает измерить температуру, используя один из предложенных предметов в качестве термометра.

— Перед ребенком кукла и лист бумаги. Кукла голодна. Можно предложить совместно приготовить кашу, разорвав бумагу на мелкие кусочки и скрутив из них шарики. Приятным бонусом этой игры будет развитие кистевой моторики.

— Перед ребенком ведерко и машинка. Взрослый предлагает повернуть ведерко так, чтобы из него получился гараж.

Сюжетно-ролевая игра

Все эти приемы не должны ограничиваться решением одной задачи. Взрослый может показать, как будет развиваться сюжет: куда пойдет кукла после приема пищи, как будем лечить мишку и куда поедет машина, переночевав в гараже. Это станет хорошим подспорьем для зарождения сюжетно-ролевой игры.

При наличии благоприятных факторов (общение со сверстниками и взрослыми, вовлеченность взрослого в игровой процесс, разнообразие игрушек и жизненного опыта) к 4 годам сюжет игры набирает яркость и вариативность.

Сама игра становится спасительным мостиком между ожиданиями ребенка и реальностью. Вы замечали, сколько всего в течение дня хотят дети? Стать человеком-пауком, врачом, игрушку, как у того мальчика, платье как у принцессы, конфету на которую аллергия, еще разок с горки, пальцы в розетку и обязательно погладить ту рычащую собаку.

Учеными Гарвардского университета было установлено, что неудовлетворенные желания и отвержение со стороны социума воспринимаются нашим мозгом как физическая боль. Как же справляется с этим постоянным стрессом дошкольник? Ответ очевиден: только благодаря переносу своих мечтаний и переживаний в игру.

Взяв в руки сказочного героя, ребенок начинает себя отождествлять с ним и через игровое взаимодействие получает все, что недополучил в течение дня.

Если ребенок не научился играть…

А что можно наблюдать, когда есть дефицит подобного опыта? В первую очередь — агрессивное поведение, крик, слезы, мелкие пакости, приближение к заведомо опасным предметам. Таким образом малыш сообщает о том, что самостоятельно преодолеть какую-то проблему он не может и привлекает внимание любым доступным способом.

Для ребенка 4-6 лет игра — это площадка для развития воображения, лидерских качеств и коммуникативных возможностей, тренинг по разрешению конфликтных ситуаций, преодолению детских страхов и семейных конфликтов.

С помощью игры родители могут многое донести до ребенка

Для педагога и родителя детская игра — это инструмент анализа поведения и средство его коррекции одновременно. Иногда достаточно присмотреться к действиям ребенка, чтобы узнать о его маленьких, но очень важных проблемах, понять, какими качествами он хочет обладать, трудно ли ему достигать свои цели.

Включившись в игровой процесс, без лишних нравоучений и упреков можно показать способы разрешения сложных ситуаций: как подружиться с чудовищем, помириться с соперником, защитить свои границы, отстоять свое мнение, изменить свое поведение для достижения цели.

Какие игры будут полезны в дошкольном возрасте?

— Справиться со страхами, снять агрессию, проявить лидерские качества помогут игры по мотивам народных сказок и любимых мультфильмов.

— Культуру общения можно формировать в играх «Магазин», «Доктор», «Воспитатель», «Школа», «В автобусе».

— Правила безопасности станут гораздо понятнее, если их преподнести в играх «Дорожное движение», «Стройка», «Зоопарк», «Я потерялся».

Игры школьников

Несмотря на то, что в школьном возрасте появляются такие ведущие виды деятельности как обучение и общение, ребенок всегда может вернуться в понятный ему игровой мир, чтобы снять напряжение и отвлечься от насущных проблем.

Даже повзрослев, приобретя профессию и построив семейные отношения, человек не может отказаться от этого заманчивого мира грез. Неспроста же современные компании прибегают к геймификации трудовых процессов для повышения мотивации сотрудников, а психологи используют в своей практике игровые проекции для разрешения внутренних конфликтов своих клиентов. Игра — это определенно двигатель прогресса.