СЛУШАЕТ, НО НЕ СЛЫШИТ. КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ С НАРУШЕННЫМ ФОНЕМАТИЧЕСКИМ СЛУХОМ

Если малыш не может различить на слух слова «коза» и «коса» это не обязательно свидетельствует о том, что у него снижен физиологический слух.  У ребенка может быть не сформировано внимание к фонетическому оформлению родного языка. И тогда предстоит длительная работа по активизации слухового сосредоточения на звуках речи и их последовательности.

Многие родители считают, что нарушение произношения связано с неспособностью ребенка установить язык в правильную позицию для воспроизведения звуков. В ряде случаев это действительно так. Но нередко все осложняется еще и невозможностью распознать схожие по звучанию фонемы: [г]-[к]-[х], [д]-[б]-[т]-[п], [л]-[м]-[н] и прочие. Эта проблема часто упускается, ввиду своей неочевидности, и к школьному возрасту накапливается целый букет дополнительных речевых отставаний. Дети совершают характерные ошибки при написании диктантов и использовании предлогов, испытывают трудности при словообразовании и понимании смысла услышанного текста. 

Чтобы распознать нарушение фонематического слуха на ранней стадии, стоит в возрасте 3,5 — 4 лет провести небольшой тест. Попросите ребенка повторить «ма-на-ма», «ма-ма-на», «на-ма-ма», «па-та-па», «та-па-па», «па-па-та». Произносить образец слогосочетания можно не более двух раз, так как большее количество повторов превратит тест в обучение.

Выявить проблему будет несложно. Из-за низкой слуховой концентрации ребенок не сможет определить разницу между схожими звуками. Например, если мы попросим малыша с подобным нарушением повторить последовательно слоги «ма-на-ма», скорее всего, он перепутает очередность или произнесет все три слога с одним и тем же согласным, например: «ма-ма-ма».

Важный момент! Во время диагностики не следует предлагать для дифференциации звуки, которые ребенок не произносит, так как это не позволит увидеть реальную картину фонематического восприятия. 

В норме, ближе к четырем годам воспроизведение подобных конструкций не вызывает затруднений. В пять лет дети без труда проводят фонетический анализ простых слов, определяя последовательность звуков в таких словах, как «мама», «дом», «кот» и др. 

Если задержка этих процессов будет установлена, в помощь родителям будет комплекс упражнений, включающий задания на развитие слухового внимания и на формирование фонематического слуха. В первом случае основная задача – научить ребенка сосредотачиваться и распознавать звуки окружающего мира. И в этом варианте в качестве звучащих объектов можно использовать не только голос, но и музыкальные инструменты, и любые бытовые шумы. Во втором случае в качестве объекта распознавания будут выступать фонемы (звуки родного языка).

Слуховое внимание:

  • Подберите 6 одинаковых непрозрачных емкостей с крышками – 3 пары. В каждую пару засыпьте до половины манку, гречку, фасоль. Расставьте в хаотичном порядке и предложите ребенку на слух подобрать пару одинаково звучащих баночек.
  • Познакомьте малыша со звучанием музыкальных инструментов: свистка, бубна, барабана или любых других, которые есть дома. Можно использовать погремушки, ложки, бокалы, колокольчик. Каждому звуку подберите игрушку или картинку. Например, к свистку хорошо подойдет птичка, к бубну – зайка, к барабану — мишка. После соотнесения звука с объектом на глазах у ребенка, инструменты скрываются за импровизированной ширмой, а перед ребенком остаются только игрушки. Взрослый производит звук из-за ширмы, а ребенок показывает на соответствующую игрушку: «так поет птичка», «так прыгает зайка», «так топает мишка». 
  • Предложите ребенку по тембру голоса догадаться, кто с ним поздоровался, указывая на соответствующую игрушку: мишка (басом), зайка (нормальным тембром), цыпленок (фальцетом). Озвучивая голоса животных «Привет, Коля!», взрослый должен прятать лицо за листком бумаги, чтобы ребенок мог ориентироваться только на звук его голоса, а не на мимику. Аналогичным образом можно предложить различить эмоциональную окраску голоса и сопоставить ее с картинкой улыбающегося, грустного или хмурого человечка. «Таня, кто с тобой поздоровался?», «Привет» (веселый голос), «Привет» (грустный голос), «Привет» (злой голос).

Задания на развитие фонематического слуха:

  • Послушай слово и покажи соответствующую картинку: усы – уши – ужи, мишка – мышка – миска, удочка – уточка, коза – коса, бочки – почки, тоска – доска. 
  • Топни, если услышишь в слове звук [a]: аист, вода, кот, дым.
  • Хлопни, если услышишь пару одинаковых слов: папка – пачка, почка – кочка, удочка – удочка, дочка – точка, тень – тень, тень – день.
  • Повтори за мной: па-па, па-ба, ба-па, ма-ма-на, на-ма-на, на-на-ма, та-та-да, да-та-да и другие. (В отличие от теста, во время обучения повторять сочетания слогов можно до тех пор, пока ребенок не усвоит последовательность правильно).
  • Какой самый первый звук в этом слове: ууутка, вввода, ссснег. (Первый звук намеренно растягивается, чтобы ребенок смог его заметить).
  • Какой последний звук в этом слове: мамааа, доммм, носсс, слоннн. (Как и в предыдущем примере, последний звук тянется).

Многие из этих заданий не требуют специальной подготовки. Небольшими порциями они могут предлагаться детям в течение дня: по дороге в детский сад, на прогулке, перед сном. Систематичная работа обязательно принесет положительный результат. Верьте в себя и своих детей!

Автор: Антонина Судиловская – учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, автор приложения по развитию детской речи CatZU, соосновательница Центра детского и речевого развития «Вербалэнд»