УЧИМ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО. ПРОСТЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Дом — домы», «стул — стулик»… А ваш ребенок так говорит? Это нормально, ведь мы не рождаемся с красиво оформленной, гармоничной речью. Ее становление — сложный процесс, длящийся годами, а иногда и десятилетиями. Как помочь ребенку еще до школы усвоить грамматический строй речи, рассказывает учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, СЕО CatZu Антонина Судиловская. 

Мозг ребенка проигрывает мозгу взрослого по количеству нейронных связей и зрелости различных структур, при этом он в два раза активнее и способен за небольшой промежуток времени освоить огромные объемы информации. Благодаря этой особенности дети, в отличие от старшего поколения, за несколько лет постигают лингвистическую систему родного языка с нуля.  В идеале эти процессы происходят спонтанно и без специальных усилий. Но есть ряд факторов, способных повлиять на темпы и качество развития языковой компетенции ребенка. Чтобы не пропустить задержку и вовремя оказать помощь, родителям нужно знать ключевые этапы речевого развития детей.

Иллюстрация, которая ярко отражает специфику становления детской грамматики

Грамматический строй речи — это логика нашего языка. Впервые она проявляется в 1,5-2 года, когда ребенок начинает объединять слова во фразы. «Мячик бах», «Дай пить» — это демонстрация того, что предмет и действие находятся в одном контексте и ассоциированы с конкретной ситуацией. По мере осознания происходит детализация связей и отношений. 

С 3 лет дети способны элементарно описывать картинку, задавать простые вопросы, повторять небольшие четверостишия. В речи постепенно появляется множественное число, слова изменяются по родам и падежам, существительные согласуются с числительными и пространственными предлогами. 

С 4 лет уточняется словообразование и словоизменение по лицам.

К 5 годам дети активно спорят, рассуждают, пересказывают короткие тексты и сказки, делают выводы, восстанавливают сюжетный ряд из картин и составляют к ним рассказы. Количество грамматических ошибок единично.

К 6 годам формируется лингвистическая база — будущая основа школьных навыков.

© UNICEF/UN0150924/Gilbertson VII Photo

Недостаточное усвоение грамматических категорий в дошкольном возрасте скажется на скорости и качестве чтения и письма, понимании смысла задач и закономерностей в тексте.  Дети, которые не видят разницу между «Маша догоняет Сашу» и «Машу догоняет Саша», не смогут правильно рассчитать скорость. Тем, кто не понимает, как нарисовать «над квадратом круг» или «квадрат над кругом» будет трудно ориентироваться в пространственных задачах.  Поэтому важно именно в дошкольном периоде обращать внимание на правильное формирование высказываний, постоянно исправлять речевые ошибки, предлагать образец грамотной речи. Родителям даже не понадобится тратить дополнительные средства на специальные материалы. Дидактические пособия вокруг нас, главное не забывать к ним обращаться в повседневной жизни.

Грамматика на прогулке (с 3 лет)

Предлагайте малышу изменять число существительных, рассматривая окружающие предметы: дом — дома, дерево — деревья, мяч — мячи, лист — листья, птица — птицы, пень — пни, автобус — автобусы и так обо всем, что в поле зрения. Обращайте внимание на большие и маленькие предметы: ведро — ведерко, скамейка — скамеечка, совок — совочек, цветок — цветочек, лужа — лужица, туча — тучка, жук — жучок. Описывайте действия людей и животных: мальчик бежит — дети бегут, голубь летит — воробьи летят, автобус едет — машины едут, девочка прыгает — кузнечики прыгают. Почаще задавайте ребенку вопрос «Почему?» и помогайте строить грамматически правильные ответы: «Почему мы одеваем на улицу шапку?» — «Потому что на улице холодно», «Почему ты думаешь, что сейчас осень?» — «Потому что на деревьях желтые, красные листья. Листья опадают. Птицы улетают в теплые края».

Игры в магазине (с 3-4 лет)

Попробуйте определить, из чего сделаны игрушки: машинка сделана из пластмассы, значит, она пластмассовая, матрешка из дерева — деревянная, мяч из резины — резиновый, мишка из меха — меховой. Представляйте с малышом, какой сок может получиться из овощей и фруктов: из яблок — яблочный, из тыквы — тыквенный, из помидоров — томатный, из винограда — виноградный, из вишни — вишневый. Просите посчитать вещи на полке: одна кофта — две кофты — пять кофт, одно полотенце — два полотенца — пять полотенец. Называйте отделы, в которые планируете идти: «Сначала пойдем в молочный отдел. Что мы там будем покупать?», «А что мы можем купить в хлебном, рыбном, овощном отделе?». Потом перефразируйте вопросы: «В каком отделе мы можем купить морковь? А сушки? А фарш?»

Наблюдения за животными — в зоопарке, цирке, телепередаче (с 4 лет)

Задавайте вопросы, в которых будут активизироваться притяжательные конструкции: «Чья такая густая коричневая шерсть?» — «Медвежья», «Чьи такие длинные уши?» — «Заячьи», «Чей такой красивый хвост?» — «Павлиний». Уточняйте родительный падеж множественного числа: много рыб, много змей, много львов, много утят. Описывайте отношения и действия между животными и людьми: «Кому дают яблоко?», «Кому принесли корм?», «Кому грустно?», «С кем играет рысь?», «Чем обезьяна берет банан?». Наблюдайте за направлениями действий: утка уплыла — приплыла, ворона прилетела — улетела, собака запрыгнула — перепрыгнула — спрыгнула.

Домашние хлопоты (с 3,5 лет)

Спрашивайте о назначении бытовой техники и мебели: «Для чего нужен холодильник?» — «Чтобы хранить продукты свежими», «Для чего нужен шкаф?» — «Чтобы складывать туда вещи и в доме был порядок». Играйте в прятки с предметами, используя пространственные предлоги: «Найди машинку, она за стулом», «Найди мяч он под столом», «Найди конфету, она в коробке на полке», «Найди мишку, он выглядывает из-под кровати» (сложные предлоги после 4-х лет). Раскладывая вещи в шкафу, называйте их обладателей: мамин халат, папина майка, твое платье, твой сарафан, твоя пижама, твои носки. Акцентируйте внимание на родовые и числовые отношения: папа пришел, мама пришла, мы пришли.

Разговоры перед сном (с 3-4 лет)  

Представления о прошедшем и будущем времени лучше всего формируется при планировании и в ходе анализа проделанной работы. Чтобы перенести это в речь, достаточно ежедневно перед сном проговаривать с малышом, где вы были и куда собираетесь завтра.  После прочтения сказки попросите ребенка назвать ее героев и рассказать, что понравилось, что испугало, что повеселило, что заставило грустить. Просите малыша рассказывать вам сказки. Будут это хорошо знакомые или совершенно новые истории, не имеет значения. Главное, чтобы ребенок пробовал строить полноценные высказывания и формировать сюжетную линию. Хвалите его за любую инициативу, аккуратно помогайте, не подавляя и не вызывая негатива.

Как альтернативу сказке можно взять в кровать красивую репродукцию какого-нибудь художника и вместе придумать к ней волшебную историю. Все эти приемы можно использовать в любой жизненной ситуации, не привязываясь к приведенным примерам, предметам и событиям.

Основные принципы работы такие:

От простого к сложному. Не требуйте от ребенка называть явления и события, которые он еще слабо осознает. Знакомьтесь с грамматикой последовательно, не пытаясь научить всему и сразу.  Сначала сами многократно проговаривайте для ребенка грамматические конструкции и только через какое-то время начинайте задавать вопросы. Ребенок должен быть здоров и в хорошем настроении.