ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Мы живем в мире звуков: природы, речи, музыки, возможных шумов. Благодаря развитию слухового восприятия ребенок улавливает звуки, распознает дальность и близость их источников, направление звуковой волны, а также различает звуки по силе и тону. Слуху принадлежит важнейшая роль в развитии ребенка.

Детям с нарушением слуха в отличие от слышащих детей гораздо сложнее осваивать для себя мир, учиться играть, понимать речь окружающих и говорить. Для ребенка, который не слышит, очень важно научиться не только играть, но и овладеть определенными знаниями об окружающем мире. Такие знания и умения ребенок сможет усвоить в игре, в быту и в повседневном общении с окружающими взрослыми, прежде всего с родителями, т.к. именно родители являются для ребенка самыми главными учителями. Игры с их участием дают возможность получить малышу первое представление о предметном мире и мире звуков.

Как играют дети с нарушением слуха

Развитие ребенка с нарушением слуха протекает по тем же законам, что и у нормально слышащих детей, но со своими особенностями. Для того чтобы ребенок с нарушением слуха полноценно развивался, необходимо применять специальные игровые методики с компенсаторным подходом (возмещением утраченного слуха).

Особенности игр у детей раннего возраста с нарушением слуха:

  • дети осваивают специфическое манипулирование предметами, появляются предпосылки функционального использования игрушек через подражание, в основе которого лежит восприятие (цвет, форма, величина, пространство);
  • в ходе практической деятельности при взаимодействии со взрослым, дети с нарушением слуха осваивают соотносящие действия (открывания и закрывания, накладывание предметов один на другой, нанизывание колечек или шариков на стержень и т.д.).

У детей с нарушением слуха переход к подлинным предметным действиям запаздывает, для них сложны самостоятельный анализ ситуации, выделение существенных свойств и отношение объектов, может возникать бессодержательное подражание в виде повторения жестов и действий взрослого. Определенные трудности отмечаются в действиях по подражанию, если количество предметов превышает 3-5 штук.

Следовательно, позднее развитие игры отрицательно сказывается на формировании предметной деятельности. Только у некоторых детей раннего возраста с нарушением слуха в игре присутствуют действия с учетом назначения предмета, но в очень редких случаях отмечаются сюжетные игровые действия (покормить куклу или мишку, покачать, уложить спать).

Таким образом, детей с нарушением слуха необходимо целенаправленно обучать игре в единстве с развитием слуховой функции, познавательной деятельности и закреплять игровые действия в совместной игре с взрослыми.

Как организовать игру для детей раннего возраста с нарушением слуха

  1. Следует правильно организовать окружающее пространство:

— постараться во время игры минимизировать посторонние шумы, которые могут отвлекать ребенка;

— при игре соблюдать правильное освещение, чтобы малыш мог хорошо видеть игрушку и действия взрослого;

— минимизировать количество игрушек в поле зрения ребенка, чтобы внимание ребенка не рассеивалось.

  1. Необходимо правильно подобрать игровой материал:

— игрушки и предметы разной фактуры;

— вещи домашнего обихода;

— предметы и игрушки, издающие разные звуки.

  1. Время для обучения ребенка в игре можно постепенно увеличивать.
  2. Важно использовать различные бытовые ситуации в режиме дня для общения и игры с ребенком, опираясь на его естественный интерес.
  3. Следует много общаться и разговаривать с ребенком, комментировать вслух свои действия и действия малыша.
  4. Говорить с ребенком надо на близком расстоянии так, чтобы он видел лицо, мимику и движение губ говорящего взрослого. Например, посадите ребенка к себе на колени, так, чтобы он видел ваше лицо, говорите медленно, отчетливо произнося слова, используя разные интонации, при таком общении ребенок воспринимает речь не только на слух, но и чувствует движение воздуха и вибрацию.

Таким образом, игры должны быть основаны на естественных особенностях ребенка: потребности общаться (прежде всего, с родителями), желании познавать мир, способности воспринимать мир не только с помощью слуха, но и благодаря другим ощущениям – зрительным, осязательным, вибрационным, двигательным, вкусовым, обонятельным.

Какие игрушки можно использовать в игре с детьми, имеющими нарушение слуха

  • Погремушки, игрушки-пищалки, резиновые игрушки, колокольчики, дудки, барабаны, трещотки, бубенцы, бубен, ксилофон, музыкальная шкатулка, коробочки с крупой, игрушечный телефон, металлические коробки с пуговицами, юла, заводные игрушки, механические игрушки, воздушные шары, мыльные пузыри.
  • Пирамидки разной формы и цвета, мячи разного размера, ведерки, формы-вкладыши, «Почтовый ящик», доски Сегена, кубики разных цветов и размеров, конструктор.
  • Куклы, медведь, заяц, кот, собака, фигурки животных, набор овощей и фруктов, детская посуда, кукольная мебель, одежда для кукол, машинки разных цветов и размеров, паровоз.
  • Наборы разрезных картинок, наборы парных картинок, картинки с изображением диких и домашних животных, птиц, посуды, овощей, фруктов, мебели, игрушек, одежды, транспорта, геометрические формы из картона разного размера и цвета, наборы сюжетных картинок.

Какие бытовые предметы можно использовать в игре с ребенком раннего возраста с нарушением слуха

  • Банки, крышки, пластиковые бутылки (все, что может пригодиться для закрывания, раскладывания по порядку, подбор пары, размер, расположение, различные звуки).
  • Ложки и чашки разных размеров (подбор пары, вставление одних в другие, собирание во множество).
  • Алюминиевые формочки (сортирование, подбор пары).
  • Жестяные (картонные) банки разных размеров из-под консервов, чипсов (без острых режущих краев) (катание, кручение, вставление одних в другие, постройка из них чего-либо, сортировка).
  • Пустые картонные коробки (сортировка, использование в качестве строительных блоков).
  • Зеркало (отражение, представление о себе, игра в прятки).
  • Ячейки из-под яиц (для сортировки материалов).
  • Крупа разных видов (для сортировки и развития ощущений).
  • Варежки, перчатки, носки и обувь (подбор одинаковых пар, сортировка по цвету, размеру, назначению).
  • Пуговицы (размер, цвет, вид, сравнение материалов).
  • Прищепки для белья.
  • Разрезные картинки, сделанные из страниц старых журналов.
  • Бытовые предметы, издающие различный звук (пылесос, стиральная машина, миксер, фен, блендер).

 

Материал подготовлен специалистами Ресурсного центра раннего вмешательства.

Фото: Pixabay.com