Формирование санитарно-гигиенических умений и навыков самообслуживания призвано содействовать достижению максимально возможной самостоятельности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в быту. Формируя у ребенка разнообразные формы бытового самообслуживания, важно помнить о том, что самое трудное в этом — не сделать за него то, что он должен сделать сам (у взрослого ведь получится гораздо быстрее). Чем выше уровень бытовой адаптированности ребенка (самостоятельность в одевании, умывании, в приеме пищи, в опрятности), тем свободнее будет взрослый, а у малыша высвобождается значительная часть времени для игр и другой полезной деятельности.
При формировании разнообразных навыков самообслуживания параллельно решаются и другие задачи: расширение представлений и знаний детей об окружающем мире, сенсорное воспитание, развитие речи, мелкой моторики и зрительно-моторной координации, умений выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
Навыки самообслуживания формируются под воздействием воспитания при определенном уровне развития у ребенка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания.
Предпосылки для формирования навыков самообслуживания.
К самым важным (для самообслуживания) навыкам общей моторики относятся: умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам.
К основным навыкам мелкой моторики относятся: умение толкать, тянуть, держать и поворачивать предмет, держать предмет и выпускать его из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами.
К навыкам, связанным с умением концентрировать внимание, относятся: умение смотреть, когда зовут, приходить, когда зовут, узнавать предметы, выполнять простые указания, уметь имитировать, то есть подражать действиям взрослых,
С этих умений начинаются более важные в практическом отношении навыки — умение самостоятельно есть и пить, одеваться, раздеваться, умываться, вытираться, чистить зубы, выполнять работу по дому (убирать за собой игрушки, вытирать пыль и т. д)
Мы пользуемся этими умениями каждый день, часто забывая, что для ребенка с особенностями психофизического развития (ОПФР) преодолеть трудности и учиться, скажем, есть ложкой, пить из чашки или застегивать пуговицы на рубашке — огромное достижение.
Почему ребенку так трудно осваивать всякое новое действие?
Дело в том, что любое действие достаточно сложно по своей структуре. Чтобы выполнить действие, ребенку надо сориентироваться в пространстве, соотнести движение руки и положение кисти со своеобразием того или иного орудия, представить движение, учесть внешние свойства предмета.
Сенсорные процессы, внимание, мелкая и общая моторика находятся в начальной стадии развития, поэтому ребенку с ОПФР так трудно освоить каждое новое действие.
Что же произойдет, когда ребенок научится выполнять действия более уверенно?
Это будет означать, что он хорошо представляет себе конечный результат, ориентируется в свойствах предметов, владеет движением, контролирует свои действия.
Ребенку легче будет освоить и другие подобные действия, они станут разнообразнее. В итоге ребенок становится все более и более самостоятельным.
Итак, самообслуживание играет определенную роль в развитии ребенка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости.
Ребенку можно помочь в овладении тем или иным навыком, но для этого надо знать, когда и в каком объеме формируется данный навык у большинства детей при обычном развитии.
Для определения содержания индивидуальной коррекционной работы по социально-бытовой адаптации ребенка обследуйте уровень владения им культурно-гигиеническими навыками. Изучите имеющиеся базовые, минимально необходимые навыки, определите тот навык, которым ребенок владеет, и посмотрите на следующий, которым ему предстоит овладеть. Это должен быть навык, который ребенок готов осваивать, который он хочет освоить и которому вы хотите его обучить. Далее нужно аккуратно разбить выбранный навык на отдельные составляющие (шаги).
Один из способов, позволяющий определить шаги,— несколько раз, записывая все детали, проделать то, чему вы хотите научить ребенка. Количество шагов в каждом случае определяется индивидуально. Для ребенка, который учится достаточно быстро, это будет несколько больших шагов. Для ребенка, который учится не так быстро,— много маленьких.
Ключ к успеху — это, во-первых, четкое понимание того, какие маленькие шаги нужно сделать, чтобы овладеть тем или иным навыком самообслуживания, и, во-вторых, медленное продвижение вперед.
Например, умение мыться можно разбить на четыре шага:
-
включать воду;
-
намыливать руки;
-
споласкивать руки;
-
выключать воду.
Конечно, сначала вам придется сделать первый, второй, третий шаг, то есть начать с выполнения за ребенка практически всех необходимых действий. Предоставьте ребенку самому только закончить задание — выключить воду. Помогите ему взяться за края, для того чтобы, как только вы скомандуете: «Закрой!», он смог бы выключить воду и таким образом легко и быстро завершил бы весь процесс умывания.
Продолжая заниматься, вы каждый раз будете делать за ребенка чуть-чуть меньше, отодвигая тем самым стартовую черту немного дальше от финишной, пока не доберетесь до самого начала задания. Следуя этому принципу, получается, что, стартовав, ребенок обязательно придет к финишу.
Обучение навыкам самообслуживания может проходить:
-
на специально организованных занятиях;
-
в бытовых ситуациях;
-
в играх;
-
при уходе за собой и младшими детьми.
Чтобы ребенок усвоил алгоритм действий можно предложить ему мнемокарты.
В процессе обучения необходимо отработать алгоритм действий. Это вызовет у ребенка чувство уверенности в своих возможностях, а у вас чувство уверенности в правильности выбора приемов обучения.
Первое, что вы должны сделать, — выбрать тот навык, который вы будете формировать.
Второе — сообщите малышу, чего вы от него хотите («Расстегни нижнюю пуговицу на рубашке»).
Ваше сообщение должно быть:
- кратким;
- четким;
- последовательным;
- подкрепленным определенными действиями.
- указание произносите медленно;
- указание должно быть ясным (используйте слова, которые ребенок хорошо понимает;
- указание должно быть конкретным, например правильнее сказать: «Возьми одно печенье», а не «Не бери много печенья». «Много» — это больше одного, но у ребенка может быть свое мнение на этот счет;
- указание дается в позитивном тоне. Оно указывает, что нужно делать, а не то, что делать нельзя или что надо перестать делать. Ребенок легче запомнит, что нужно надевать варежки, если вы ему скажете: «Надень варежки!», а не «Не забудь надеть варежки!»).
Успех малыша зависит от нескольких основных моментов. Это инструктирование ребенка относительно того, что он должен сделать, и поощрение его усилий (то есть правильно составленные указания и вовремя произведенное вознаграждение).
Третье — разделите процесс на маленькие действия, которые ребенок в состоянии выполнить. Взрослый должен сам несколько раз выполнить то, чему он собирается обучить ребенка. Четко разделите действие на мелкие действия.
Четвертое — процесс показа выполнения действия, которому вы собираетесь обучить ребенка.
Показ должен быть:
- четким;
- неторопливым;
- последовательным.
Указание сочетайте с демонстрацией: выполняйте задание вместе с ребенком. После объяснения и показа возьмите своими руками его руки и проделайте вместе с ним все действия. Для того чтобы сформировать навыки самообслуживания и социализации у ребенка должна быть хорошо развита мелкая моторика, сформирован двигательный стереотип.
Поэтому перед тем как формировать навык самообслуживания необходимо создать обучающую среду, окружить ребенка предметами быта и их копиями — игрушками, использовать игры, направленные на косвенные приемы обучения навыку. Подготовка к овладению навыком самообслуживания должна проходить в игре.
Но есть еще одна особенность — сохранение интереса к игре возможно лишь при положительном эмоциональном восприятии, для чего ребенку необходима новизна подачи одного и того же задания в разном его оформлении (или с небольшим усложнением задания). При потере интереса приобретение ребенком навыка может растянуться во времени или вообще не сформироваться. Каждую игру-занятие необходимо проводить как новую.
Для этого можно:
- сменить игровой материал, на котором отрабатывается навык (смена фактуры цвета, формы);
- сменить ситуацию, в которой происходит отработка навыка (на дидактическом материале);
- перенести отработку навыка на предметы одежды и обуви, принадлежащие другим людям;
- закреплять навык на одежде в обуви кукол;
- на своей одежде, лежащей на столе или другом удобном для отработки навыка месте;
- заканчиваем обучение на формировании навыка на одежде и обуви, находящейся на самом ребенке.
Взрослый должен помнить, что скорость формирования навыка зависит от многих факторов:
- от индивидуальных особенностей ребенка;
- от семейного отношения к чистоте и опрятности (помните о том, что пример родителей, является главным учителем для ребенка);
- разной скорости усвоения навыка (одному ребенку достаточно показать один раз, после чего он начнет формировать навык самостоятельно в игре и других видах деятельности, а другому ребенку требуется неоднократный показ и поэтапная отработка всех элементов действия, прежде чем он сможет использовать навык самостоятельно).
Когда же мы можем быть уверены, что навык у малыша сформировался и можно переходить к формированию следующего?
Тогда, когда несколько дней подряд ребенок выполняет его успешно не только на организованном вами игре-занятии, но и в самостоятельных действиях по самообслуживанию. Закрепление навыка проводится в игре.
Оригинал публикации на сайте ЦКРОиР Заводского района города Минска.
Фото: Pixabay.com